Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Содержание

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: понятия и их отличия с примерами. Ответственность по статье 285 УК РФ

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

Наличие последствий в виде нарушения интересов определенного лица или группы лиц является обязательным атрибутом. Только после существенного нарушения в результате злоупотребления преступление считается оконченным. Если последствия отсутствуют, то нет и состава преступления.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями заключается в наличии у виновного прямого или косвенного умысла, а также мотива.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиямиПревышение
Лицо может действовать или бездействоватьРечь может идти только об активных действиях
Субъект действует в рамках своих полномочийСубъект выходит за рамки своих полномочий
Должна быть доказана личная выгода лица в ущерб интересам компанииЦель преступника не имеет значения

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности – об обязанностях.

отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

Злоупотребление должностными полномочиями грозит лицу уголовной ответственностью. Данное правонарушение квалифицируется по 285 ст. Уголовного кодекса.

Ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой компании в своих интересах, при наличии ущерба наступает по ст.201 УК РФ.

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

В качестве приложений к заявлению выступают документы, подтверждающие указанные сведения: ксерокопия паспорта, материалы медицинского освидетельствования, оперативной работы, данные видеосъемки и пр.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/otvetstvennost-4.html

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.

При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.

Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.

Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.

Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Заключение

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/otlichie-zloupotrebleniya-ot-prevysheniya-dolzhnostnykh-polnomochiy/

110.Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

110.     Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий.

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Объективная сторона преступления – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Объективная сторона – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект – должностное лицо.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1.

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

 1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/110-%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9/

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2020 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

  • Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/

Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий. Понятие. Проблемы квалификации

Злоупотребление служебными полномочиями и превышение служебных полномочий

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

В соответствии с действующим уголовным законодательством под злоупотреблением должностными полномочиямипонимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло су­щественное нарушение прав и законных интересов граждан или, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Основным непосредственным объектом преступления, пре­дусмотренного ст. 285 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций ли­бо охраняемые законом интересы общества или государства, не свя­занные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления предусматривает нали­чие трех элементов:

1) использование должностным лицом своих служебных полно­мочий вопреки интересам службы;

2) причинение таким незаконным использованием служебных полномочий социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Использование конкретных служебных полномочий должност­ного лица следует отличать от злоупотребления служебным положе­нием.

Состав преступления — материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нару­шения прав и законных интересов граждан или организаций либо ох­раняемых законом общественных или государственных интересов.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны — мотив: корыст­ная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должност­ного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кре­дита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью согласно п. 16 постанов­ления Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г.

№ 19 «О судебной прак­тике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует понимать стремле­ние должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семействен­ность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо во­проса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285, специ­альный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, зани­мающих государственные должности Российской Федерации или субъекта Федерации либо должность главы органа местного само­управления.

Квалифицирующие признаки:деяние,совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления; деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия (Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Под превышением должностных полномочий понимается со­вершение должностным лицом действий, явно выходящих за пре­делы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст.

286 УК РФ). Основной непосредственный объект общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного зве­на системы государственной или муниципальной службы.

В качестве дополнительного непосредственного объекта могут быть права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы об­щества и государства. Кроме того, в ч. 3 ст. 286 УК РФ дополнитель­ным объектом является здоровье граждан.

В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Объективная сторона преступления, изложенного в ч. 1 ст.

286 УК РФ, состоит из следующих трех элементов: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; наличие последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых за­коном интересов общества или государства; причинная связь между действиями должностного лица и на­ступлением указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется нали­чием прямого или косвенного умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286, специальный: должностное лицо, не занимающее государственную долж­ность Российской Федерации или субъекта Федерации либо долж­ность главы органа местного самоуправления.

Квалифицированный состав преступления установлен в ч. 2 ст. 286.

Квалифицирующими признаками являются совершение превы­шения должностных полномочий: лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации; лицом, занимающим государственную должность субъекта Фе­дерации; главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления содержится в ч. 3 ст. 286 — деяния, предусмотренные ч. 1,2 ст. 296 УК РФ, если они совершены: с применением насилия или с угрозой его применения; с применением оружия или специальных средств; – с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия при превышении должностных полно­мочий понимается физическое воздействие на потерпевшего путем причинения побоев, вреда здоровью, физической боли, а также лише­ние его свободы.

Важной проблемой определения состава злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий является определение субъекта преступления. Затруднения эти касаются квалификации действий должностного лица, когда оно совершает недолжностное преступление, разграничения составов преступлений при злоупотреблении и превышении должностных полномочий между собой.

Немало вопросов связано с квалификацией соучастия в должностном преступлении, когда одним из виновных является недолжностное лицо. Центральным вопросом при рассмотрении составов злоупотребления и превышения должностных полномочий является определение субъекта – должностного лица.

Необходимо отметить, что помимо общих признаков – достижения возраста уголовной ответственности (16 лет) и вменяемости (ст. ст. 19 – 20 УК РФ) в примечании 1 к ст. 285 УК РФ указаны дополнительные признаки, необходимые для признания лица субъектом рассматриваемых преступлений. Их можно разделить на функциональные и локальные.

Функциональные включают основные направления деятельности, перечень прав и обязанностей. Локальные указывают на статус органов или учреждений, где данное лицо осуществляет свою деятельность.

Источник: https://studopedia.ru/6_110388_zloupotreblenie-dolzhnostnimi-polnomochiyami-i-previshenie-dolzhnostnih-polnomochiy-ponyatie-problemi-kvalifikatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.