Виды ответственности в информационной сфере

Виды юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере

Виды ответственности в информационной сфере

Замечание 1

Правонарушение в информационной сфере — это общественно опасное виновное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, совершенное в области получения, хранения и распространения информации.

Субъектом преступления выступает вменяемое лицо, достигшее необходимого возраста (установленного законом) для применения к нему уголовной ответственности.

По общему правилу, уголовной ответственности за информационные преступления подлежат 16-летние лица. Исключение составляет заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

В данном случае ответственности подлежат лица, которым уже исполнилось 14 лет.

Правонарушения в информационной сфере подразделяются на преступления против государства, общества и личности.

Юридическое ответственность — это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственного и властного характера за совершение преступного деяния, предусмотренные законом. Характерной особенностью государственного принуждения является принуждение к исполнению конкретных правовых норм.

Глобальная компьютеризация информационных процессов привела к особым правонарушениям в отношении конфиденциальной информации, которая обрабатывается в АСОД — автоматизированной системе обработки данных. Правонарушения.

Совершаемые с такой информацией, как правило, не оставляют следов и отличаются высокой секретностью. Любая открытая информационная система ориентирована на пользователя и предоставляет ему «прозрачный» доступ практически ко всем ресурсам.

В этом заключается противоречие в отношении правонарушений, связанных с информационными ресурсами, так как снижается возможность их доказательства.

Возникает необходимость в разработке специальных средств наблюдения, регистрации действий пользователя в сети Интернет, признание документов, отражающих действия персонала, имеющего доступ к конфиденциальной информации, как доказательства для следственных действий и судов. Это ведет к созданию специальных служб безопасности для защиты информационных ресурсов.

В сфере информатизации актуальной остается проблема охраны конституционных прав личности при использовании новых информационных технологий.

Этот вопрос интерпретируется, как проблема защиты персональных данных.

Для персональных данных актуальным вопросом, требующим правовой регламентации остается проблема хищения, несанкционированный сбор информации, уничтожение данных, неправомерная передача их третьим лицам.

Виды правонарушений в информационной сфере и виды юридической ответственности за них

В отношении конфиденциальной информации можно выделить несколько видов правонарушений:

  • искажение или уничтожение информации;
  • несанкционированный доступ (хищение, получение);
  • несанкционированное использование;
  • несанкционированное размножение;
  • несанкционированное блокирование;
  • несанкционированная модификация и др.

При организации защиты цифровой информации важно учитывать некоторые особенности законодательства об юридической ответственности при работе с информацией: четкое и конкретное выявление предмета противоправного действия; доказательность такого действия; возможность выявления конкретного нарушителя и адресность действия.

Противоправные действия в информационной сфере имеют следующие составы: измена Родине, шпионаж, утрата носителей информации, разглашение сведений, нарушение государственной тайны; нарушение коммерческой тайны (промышленный шпионаж); несанкционированный сбор, использование персональных данных, нарушение личной или профессиональной тайны.

Правонарушения в информационной сфере могут быть:

  • имущественными (незаконное использование данных);
  • технологическими (модификация и искажение программ и данных, несанкционированное копирование данных, нарушение технологии обработки данных, распространение компьютерных вирусов и др.).

В соответствии с законодательством РФ (ФЗ № 149 от 27.07.2006) нарушение требований данного закона в вопросах сбора, обработки, хранения информации и биометрических ведет к возникновению дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Лицо, чьи законные интересы и права были нарушены в результате разглашения информации, имеющей ограниченный доступ, может обратиться за судебной защитой собственных прав, включая иски о компенсации морального вреда, защите достоинства, чести и деловой репутации.

Если распространение информации запрещается или ограничивается федеральным законодательством, то гражданско-правовую ответственность не несет лицо, которое оказывает услуги: по передаче информации, переданной ему иным лицом (при условии, что она была передана без исправлений и изменений); по хранению информации, обеспечению к ней доступа при условии, что это лицо не знало о незаконности распространения данной информации.

К уголовно наказуемым действия в информационной сфере относятся: неправомерный доступ к цифровой информации (ст. 272); использование и распространение, создание вредоносных (вирусных) программ (ст. 273); нарушение правил эксплуатации компьютерного оборудования и сетей (ст. 274).

К административным правонарушениям относятся: нарушение сбора, использования, хранения и распространения персональных данных, правил защиты информации; незаконная деятельность в сфере защиты информации; разглашение информации, относящейся к данным ограниченного доступа; злоупотребление информацией, свободной и массовой; воспрепятствование распространению, нарушение порядка изготовления продукции СМИ; нарушение правил распространения сообщений, предоставления статистической информации; нарушение правил комплектования, хранения, использования и учета цифровых архивных документов, порядка объявления выходных данных и др.

За административные правонарушения в информационной сфере предусмотрены следующие виды наказаний: предупреждение, административный штраф, изъятие или конфискация предмета и орудия совершения административного правонарушения, административный арест, выдворение за пределы РФ, дисквалификация.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vidy_yuridicheskoy_otvetstvennosti_za_pravonarusheniya_v_informacionnoy_sfere/

Понятие ответственности в информационном праве

Виды ответственности в информационной сфере

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение ответственность.

Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель – как обязанная. При этом и правомоченная и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (характеристики), когда существуют гарантии того, что они будут исполнены субъектами, а также если нормативным правовым актом установлена юридическая ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Как уже говорилось, основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д.

Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации.

Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что “важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере”.

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272 – 274).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя.

Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность.

Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере.

Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере – это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере.

В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

По конструкции объективной стороны, составы правонарушений в информационной сфере подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака – нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что правонарушение в информационной сфере совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26). Формы вины в конкретных преступлениях либо указываются в диспозициях статей, либо подразумеваются. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2).

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения – дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (в ред. от 10 января 2003 г.

), так и с иными законами РФ – Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства, включая законы субъектов Федерации.

Так, согласно упомянутому Федеральному закону “Об информации, информатизации и защите информации” юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации (ст. 11).

Статьей 15 этого же Закона определены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов: владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации предусмотрена ст. 23 Закона: за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

При этом ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 Закона).

В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс РФ.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности.

В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании.

В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.



Источник: https://infopedia.su/18xc7a5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.