Виды административного надзора полиции

Административный надзор и его виды

Виды административного надзора полиции

Определение 1

Административный надзор – это разновидность деятельности органов исполнительной власти и специально для этого уполномоченных должностных лиц, по систематическому наблюдению за единообразным и точным соблюдением и исполнением физическими и юридическими лицами норм права в сфере государственного управления.

Административным надзором занимается значительное количество государственных структур и специализированных ведомств: государственный таможенный комитет, комитет санитарно-эпидемиологического надзора, комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, налоговая служба, служба по надзору за страховой деятельностью и др.

Среди других видов надзора, административный надзор является наиболее разнообразным и широким. Расширение объема административного надзора имеет объективный характер, определяется усилением технических правил, роли технических средств, контроль за соблюдением которых является важнейшим условием обеспечения безопасности государства, общества и граждан.

Административный надзор имеет характерные особенности:

  • систематически осуществляется органами исполнительной власти;
  • обеспечивает общественную безопасность и правопорядок в области государственного управления;
  • между объектами и субъектами надзора отсутствует соподчиненность;
  • надзор осуществляется в отношении органов исполнительной власти, муниципальных органов, организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и их должностных лиц, отдельных граждан;
  • надзор осуществляется специальными методами;
  • оценка объекта проводится с позиций закона.

Предмет прокурорского надзора – исполнение законодательства федеральными ведомствами и министерствами, исполнительными и представительными органами местного самоуправления, военного управления, контроля, субъектов РФ, их должностными лицами, соответствие издаваемых ими правовых актов законам.

Органы прокуратуры при надзоре за исполнением законов не могут подменять другие государственные органы. Проверка соблюдения и исполнения законов проводится на основании полученной информации о нарушениях закона, которая поступила в органы прокуратуры и требовала принятия соответствующих мер.

Основные задачи административного надзора включают обеспечение: безопасности государства, общества, граждан; надлежащего качества услуг и продукции.

Методы и полномочия административного надзора

Административный надзор осуществляется при помощи таких методов, как: периодические проверки; постоянное наблюдение; обследование объекта, подлежащего надзору; анализ истребованных документов; изучение обращений юридических лиц, граждан, публикаций в средствах массовой информации о присутствующих нарушениях закона в сфере государственного управления.

Административный надзор – это специализированный надведомственный систематический контроль и наблюдение структурных подразделений органов исполнительной власти за соблюдением организациями и гражданами технико-юридических и правовых норм. функции надзора предполагает осуществление мониторинга, систематических проверок, регистрационной, лицензионной, регламентирующей и уведомительной функции.

В полномочия органов, осуществляющих административный надзор, входит:

  • получение информации;
  • применение мер административного предупреждения и пресечения;
  • привлечение к административной ответственности;
  • учет и регистрация;
  • выдача лицензий (разрешений);
  • нормотворчество.

Виды административного надзора

Государство осуществляет такие виды надзора, как:

  • отраслевой – осуществляется в конкретной сфере государственной деятельности (финансовый, налоговый и т.д.);
  • межотраслевой – осуществляется в сфере государственного управления и общественной жизни.

Административный надзор может быть общим и специальным. Общий надзор – это наблюдение органов и должностных лиц исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за исполнением должностными лицами учреждений, предприятий, организаций, гражданами законов и подзаконных правовых актов, основанных на них.

Специальный административный надзор осуществляют органы внутренних дел. Такой надзор распространяется на две категории объектов:

  • граждане, за которыми числится противоправная деятельность (находящиеся на контроле, учете, если с ними проводилась воспитательная работа и т.д.);
  • объекты разрешительной системы (стрелковые тиры, огнестрельное оружие, пиротехнические и оружейно-ремонтные мастерские, склады с радиоактивными веществами и взрывчатыми материалами и др.).

Надзор за перечисленными объектами осуществляется вследствие их большой общественной опасности. Во всей системе административного надзора выделяют две разновидности: за неопределенным числом субъектов, за теми, кто обязан соблюдать санитарные, противопожарные, таможенные и другие правила; за лицами, которые получили лицензии и другие разрешения.

Одной из распространенных разновидностей административного воздействия является административный надзор за совершившими преступления лицами. Правоохранительный надзор обладает принудительным характером, он осуществляется за теми, кто был осужден органами внутренних дел.

Все надзорные службы государственной администрации делят на 3 группы:

  • специализированные надзорные ведомства – осуществляют надведомственный систематический контроль за соблюдением специальных правил (надзор по радиационной и ядерной безопасности);
  • государственные инспекции, структурные подразделения, которые входят в состав федеральных органов исполнительной власти (транспортная инспекция, органы пожарного надзора);
  • организационные структуры – осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности (комитет по стандартизации и метрологии).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnyy_nadzor_i_ego_vidy/

Тема 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ПОЛИЦИИ

Виды административного надзора полиции

Дата добавления: 2014-10-24 | 11762

Тема 7. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

| Следующая страница ==> Тема 9. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

8.1. Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности

Административный надзор в широком смысле представляет собой осуществление уполномоченными на то органами государственной власти наблюдения за исполнением установленных правил и норм организациями, предприятиями, учреждениями, должностными ли­цами и гражданами.

Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами.

Можно также сказать, что административный надзор — это осо­бый вид контроля, выделившийся в связи с необходимостью обес­печения законности в отношениях, вмешиваться в которые госу­дарство может только в случае нарушения установленного порядка.

По аналогии с термином «прокурорский надзор» понятие «админи­стративный надзор» означает наблюдение уполномоченных субъек­тов за поведением неопределенного круга лиц.

Это активное на­блюдение, которое может осуществляться в формах непосредствен­ного визуального наблюдения, наблюдения с использованием спе­циальных технических средств, проведения плановых или внепла­новых проверок.

В законодательных и иных нормативных правовых актах, а так­же в учебных и научных изданиях административный надзор может называться контролем, государственным контролем (надзором), государственным надзором.

В то же время можно встретить исполь­зование термина «надзор» применительно к ведомственному или надведомственному контролю.

Например, Федеральная служба по финансовому надзору в действительности является органом контро­ля, поскольку ее компетенция не распространяется на отношения, не связанные с использованием бюджетных средств или государст­венного имущества.

Административный надзор устанавливается и осуществляется с целью обеспечения безопасности. Как правило, административный надзор имеет отраслевую (по отраслям хозяйства) специализацию:

строительный, экологический, транспортный, ветеринарный, сани­тарно-эпидемиологический, технический, надзор в области дорож­ного движения.

Осуществление административного надзора позволяет решать следующие задачи:

обеспечение законности и правопорядка;

предупреждение, выявление и пресечение правонарушений;

получение информации о состоянии законности и безопасности в соответствующих областях.

Функции административного надзора:

правоохранительная;

информационная.

Общие принципы осуществления административного надзора. Феде­ральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуще­ствлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлены следующие общие принципы:

преимущественно уведомительный порядок начала осуществле­ния отдельных видов предпринимательской деятельности;

презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей;

открытость и доступность для юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей нормативных правовых актов Россий­ской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении административного надзора, а также информации об организации и осуществлении административного надзора, о правах и обязанностях органов административного надзора, их должностных лиц, за исключе­нием информации, свободное распространение которой запре­щено или ограничено в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

проведение проверок в соответствии с полномочиями органа административного надзора, его должностных лиц;

недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя нескольки­ми органами административного надзора проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами;

недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной вла­сти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдель­ных видов работ, услуг в случае представления указанными ли­цами уведомлений о начале осуществления предприниматель­ской деятельности;

ответственность органов административного надзора, их долж­ностных лиц за нарушение законодательства Российской Феде­рации при осуществлении административного надзора;

недопустимость взимания органами административного надзора с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение надзорных мероприятий;

финансирование за счет средств соответствующих бюджетов про­водимых органами административного надзора проверок;

разграничение полномочий федеральных органов исполнитель­ной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в соответствующих сферах деятельности на основании федеральных законов и законов субъектов Россий­ской Федерации.

Особенности осуществления административного надзора в не­которых специфических областях устанавливаются другими феде­ральными законами.

Так, особенности строительного надзора уста­новлены Градостроительным кодексом РФ, особенности санитарно-эпидемиологического надзора — Федеральным законом от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ (с последующими изменениями) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.

В числе подзаконных актов можно назвать Постановление Пра­вительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (с по­следующими изменениями) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на террито­рии Российской Федерации».

Источник: https://konspekta.net/lek-8301.html

Понятие и сущность административного надзора, осуществляемого полицией. Виды административного надзора, осуществляемого полицией

Виды административного надзора полиции

Одним из важных методов деятельности полиции является административный (полицейский) надзор.

Понятия “контроль” и “надзор” применительно к полицейской деятельности в общем виде разграничиваются следующим образом. Контроль преимущественно отражает управленческий аспект деятельности полицейских органов, в то время как надзор – юридический. При этом надзор выступает формой реализации, способом обеспечения контрольных функций полицейских структур[39].

Административный надзор является одной из форм внешней административной деятельности полиции.

Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления и привлечения к ответственности лиц их нарушивших.

Характерными чертами административного надзора полиции являются:

– является разновидностью контрольной деятельности;

– осуществляется как специальным инспекторским составом, так и сотрудниками, непосредственно исполняющими обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– осуществляется строго на правовой основе постоянно и периодически, гласно и негласно, за неопределенным и определенным кругом лиц (объектов);

– субъект надзора не связан служебными отношениями с объектом надзора;

– предметом надзора выступает только законность действий контролируемого;

– в некоторых случаях может быть сопряжен с административным принуждением (например, предполетный досмотр пассажиров воздушного транспорта);

– право надзорного органа принимать меры предусмотренные законодательством принуждения возникает тогда, когда объект наблюдения (гражданин, должностное лицо, организация) нарушает правовые нормы либо своими действиями создает опасную для общественного порядка ситуацию, либо когда создается угроза природного, техногенного или иного характера.

Действующие нормативные акты[40] закрепляют несколько групп надзорных полномочий ОВД:

1) Полномочия по предупреждению правонарушений.

Позволяют должностным лицам ОВД (полиции) беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения, заслушивать их руководителей; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий; досматривать транспортные средства и др.

2) Полномочия по пресечению правонарушений. Выражаются в применении мер административного пресечения к лицам, совершившим правонарушения, в принудительном прекращении противоправных действий.

Должностные лица ОВД вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае угрозы жизни людей сами приостанавливают такие работы на основании вынесенного постановления.

3) В ходе привлечения виновных лиц к административной ответственности должностные лица ОВД (полиции) в пределах своей компетенции самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания, либо в установленных законодательством случаях направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Виды административного надзора ОВД (полиции). Административный надзорподразделяется на виды по различным основаниям: по способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов); по форме надзорной деятельности; по объекту

По способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов) административный надзор подразделяется на общий и специальные: лицензионно-разрешительный и индивидуальный (персонифицированный).

общего надзора заключается в осуществлении полицейскими органами в пределах их компетенции постоянного (сплошного и выборочного) неиндивидуализированного наблюдения за поведением поднадзорных субъектов, а также в проведении в отношении них индивидуализированных проверок, направленных на установление соответствия их поведения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и безопасности[41].

Органы внутренних дел (полиция) осуществляют надзор за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Законе “О полиции” и в Положении об МВД России.

Административный надзор в сфере охраны общественного порядка осуществляется в общественных местах путем осуществления наблюдения за поведением граждан и применения мер административного принуждения в случае выявления административных правонарушений и преступлений. В осуществлении указанного надзора участвуют все сотрудники полиции.

Однако для сотрудников службы обеспечения общественного порядка (патрульно-постовая служба полиции), участковых уполномоченных полиции он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности.

Нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме уже является важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил.

Административный (полицейский) надзор за дорожным движением представляет собой одну из форм охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Объектом административного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения являются поведение участников дорожного движения, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки, производство, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, запасных частей и комплектующих к ним, проводящих государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, а также осуществляющих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений.

лицензионно-разрешительного надзора образует специально организованное систематическое наблюдение с помощью общих (лицензирование, выдача разрешений, проверки, направление предписаний, получение сведений и т.п.

), и специальных методов (осмотр, досмотр, изъятие, проверка по учетам, установление личности, доставление, задержание и др.

) за соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями правил, изложенных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу оборота предметов и веществ, функционирования объектов, бесконтрольное пользование которыми может создавать угрозу общественной или государственной безопасности.

Субъект административного надзора в области оборота гражданского и служебного оружия – органы внутренних дел. Непосредственно надзорные полномочия входят в компетенцию специально созданных подразделений лицензионно-разрешительной работы, участковых уполномоченных полиции и строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

Можно выделить несколько видов административного надзора по объекту: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия и патронов; за приобретением оружия и патронов; за коллекционированием и экспонированием оружия и патронов; за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов; за перевозкой и транспортированием оружия и патронов.

Индивидуальный (персонифицированный) административный надзор представляет собой процесс наблюдения полномочных органов и должностных лиц полиции за отдельными гражданами, представляющими определенную опасность для общества или подозреваемых в совершении преступления. Поднадзорный субъект персонально известен органу полиции.

Индивидуальным административным надзором является: гласный надзор в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и которым судом установлены определенные ограничения; надзор за поведением лиц, условно осужденных к лишению свободы; надзор за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

По форме надзорной деятельности административный надзор подразделяется на гласный и негласный.

Гласный административный надзор – надзор, доступный для ознакомления с ним любым гражданином, т.е. визуально заметный, как для поднадзорных объектов, так и для третьих лиц[42].

К такому надзору относится административный надзор органов и должностных лиц ГИБДД и участковых уполномоченных полиции в отношении пешеходов и водителей автомототранспорта, надзор сотрудников ППСП за соблюдением установленных правил в общественных местах.

Негласный административный надзор – заключается в тайном наблюдении специально уполномоченных органов за лицами и организациями, осуществляющими в пределах их полномочий и на законной основе в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[43]. Методы этого надзора закрепляет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.

Административный надзор осуществляется следующими методами:

1. Непосредственное наблюдение в общественных местах за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил поведения гражданами и должностными лицами.

Данный метод характерен для нарядов строевых подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах.

При выявлении правонарушений сотрудники вправе сделать нарушителю устное замечание, либо при необходимости меры административного принуждения для пресечения противоправных действий, а также для обеспечения привлечения нарушителей к ответственности.

2. Периодическая проверка исполнения (соблюдения) физическими, должностными и юридическими лицами правил, надзор за соблюдением которых отнесён к компетенции органов внутренних дел (полиции). Данный метод характерен, в первую очередь, для подразделений лицензионно-разрешительной работы, а также аппаратов ГИБДД.

Так, например, в отношении частных охранно-сыскных структур могут проводиться плановые и выборочные проверки в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

Проверка может осуществляться также негласно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций, сообщениям в средствах массовой информации, материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений.

Данный метод характерен для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел и т.д. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” должностное лицо обеспечивает объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы гражданина, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Срок рассмотрения письменного обращения не более 30 дней со дня регистрации. В соответствии с Приказом МВД России от 29 августа 2014 г.

№ 736 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях” поступившие в орган внутренних дел сообщения о происшествии должны быть незамедлительно внесены в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральными законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении административного надзора сотрудники полиции используют методы наблюдения, проверок и выявления фактов правонарушений по заявлениям и жалобам граждан.

Полиция в ходе административного надзора может использовать методы, как гласного, так и негласного наблюдения и проверки. Так, например, сотрудники полиции всех служб в своей деятельности используют метод оперативной-розыскной деятельности – личный сыск.

Важнейшим условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения, а также правильное применение действующего законодательства.

Источник: https://cyberpedia.su/5x1b94.html

Административный надзор: виды, методы и функции

Виды административного надзора полиции

В настоящее время существует большое количество разных на принципиальном уровне способов контроля со стороны государства над жизнедеятельностью граждан. В каждой стране этот контроль реализуется по-разному. Рассмотрим понятие, виды и методы административного надзора полиции и других ответственных органов на примере РФ.

Общие положения

Следует отметить, что на территории России государственный контроль в первую очередь регламентирован нормативами административного права.

Данная разновидность деятельности государства нужна для того, чтобы граждане и иные индивиды, пребывающие на территории Российской Федерации, исполняли правила, определенные законодателем.

Для постоянного действия разных видов административного надзора и других методов государственного контроля без каких-либо сбоев совсем недостаточно иметь конкретные структуры, которые этим занимаются. Необходим специальный механизм, связанный с реализацией соответствующих мероприятий.

В РФ этот механизм есть. Правовой режим главным образом поддерживается за счет реализации различных видов административного надзора. Действие механизма благотворно влияет на развитие общества и государства, так как правовые нормативы на сегодняшний день не только существуют, но и выполняются гражданами.

Понятие административного надзора

Рассмотрим понятие и виды административного надзора.

Под данным термином следует понимать вид деятельности определенных структур исполнительной власти, а также отдельных должностных лиц, связанный с наблюдением за точной реализацией, соблюдением нормативов права в различных областях правовой деятельности, которая осуществляется государством. Из определения целесообразно выделить основные особенности, присущие административному надзору. Среди них отметим следующие:

  • Отраслевой характер и законность. Реализовывать разные виды административного надзора могут исключительно уполномоченные органы исполнительной государственной власти.
  • Недопустимость нарушения личных свобод и прав граждан. Иными словами, существование структур по административному надзору вне зависимости от интересов и воли субъектов, по отношению к которым реализуется этот надзор.
  • Все существующие в настоящее время виды административного надзора осуществляются посредством специальных методик.
  • Надзор определяется систематическим характером.

Классификация категории административного надзора

Далее целесообразно разобрать виды контроля и административного надзора. В зависимости от объекта, который попадает под контроль государства, принято выделять следующие разновидности надзора:

  • Отраслевой.
  • Межотраслевой.

Важно отметить, что отраслевой вид государственного контроля и административного надзора производится в определенной области взаимодействия общества и отдельного индивида.

К примеру, надзор в финансовой сфере или надзор, реализуемый МВД России, являются разновидностями отраслевого контроля со стороны государства. Межотраслевой надзор отличается большей сферой деятельности, охватывающей не только область управления.

Примером данного вида надзора в административном праве может послужить административный технический надзор со стороны конкретных государственных структур. Стоит отметить, что последние осуществляют его с целью поддержания благоустройства и чистоты города. Так, представитель гос.

власти – как правило, определенное ведомство – обязуется обращать внимание на все области деятельности граждан, которые прямым или косвенным образом влияют на городское благоустройство.

Субъективный состав административного надзора

Полноценным образом рассмотрев понятие и виды административного надзора, целесообразно перейти к его субъектам. Важно знать, что субъективный состав изучаемой категории определяется одной важнейшей особенностью.

Так, в правоотношениях, возникающих между субъектами, одной из сторон всегда будет выступать представитель государственной исполнительной власти. Данное условие является основным в отношении административного надзора.

Виды ограничений, существующие на сегодняшний день, действуют в отношении граждан, общественных организаций, предприятий, гражданских объединений, а также учреждений. Стоит отметить, что субъектами власти считаются всевозможные ведомства государственного значения, государственные органы, инспекции или комитеты.

К примеру, Таможенный комитет РФ, МВД РФ, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Государственная налоговая служба и так далее. Почти любая структура власти уполномочена реализовывать административный надзор в границах своей юрисдикции.

Методы реализации административного надзора

Разобрав понятие и виды административного надзора полиции и других государственных органов, а также его субъективный состав и основные особенности, целесообразно перейти к методикам, актуальным на сегодняшний день.

Стоит иметь в виду, что специальная методологическая база, которую используют структуры исполнительной власти, помогает реализовывать надзор в той или иной области государственного регулирования.

В настоящее время известно 5 основных методик административного надзора:

  • Проверка.
  • Наблюдение.
  • Обследование объекта, который находится под надзором.
  • Анализ документов.
  • Мониторинг средств массовой информации для нахождения нарушений гос. управления.

Сегодня существуют и другие методики, которые позволяют государственным структурам исполнять функции по административному надзору. Разберем некоторые из методов на примере полиции для абсолютного понимания данного аспекта темы.

Рассмотрим на примере

Известные в настоящее время виды административного надзора полиции осуществляются посредством следующих методов:

  • Прямое наблюдение за выполнением определенных правил общеобязательного характера гражданами и должностными лицами, среди которых участковые уполномоченные, наряды патрульной службы, государственная инспекция безопасности дорожного движения и другие.
  • Проверки соблюдения гражданами и должностными лицами предусмотренных правил, которые проводятся периодически. Данная методика характерна для деятельности отделов лицензионной работы, службы участковых милиции и так далее.
  • Проверка и нахождение нарушений в соответствии с заявлениями, жалобами и другими обращениями организаций, граждан, сообщениями в СМИ, материалами, которые, как правило, поступают из правоохранительных структур.

Какие службы осуществляют административный надзор?

В процессе изучения понятия, видов, органов административного надзора, а также иных аспектов темы следует перечислить государственные структуры, реализующие соответствующие мероприятия на территории Российской Федерации:

  • Государственный таможенный комитет РФ.
  • Комитет РФ по метрологии, стандартизации и сертификации.
  • Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
  • Федеральный промышленный и горный надзор России.
  • Государственная налоговая служба.
  • Федеральный надзор по радиационной и ядерной безопасности.
  • Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью.

Функции административного надзора

Важно отметить, что каждый из перечисленных выше государственных органов обладает определенным функционалом в своей деятельности. Если обобщить данные сведения, получится следующий перечень функций:

  • Получение информации от граждан, организаций и так далее.
  • Привлечение к административной ответственности.
  • Использование мер административного предупреждения.
  • Использование мер административного пресечения.
  • Регистрация и последующий учет.
  • Выдача лицензий (специальных разрешительных документов, например, на развитие конкретного вида деятельности).
  • Нормотворчество и другие функции, предусмотренные действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Для пресечения правонарушений в определенной области государственного управления устанавливается административный надзор. Стоит заметить, что ключевой задачей соответствующих государственных организаций является поддержание правопорядка.

Именно для воплощения в жизнь, осуществления режима правопорядка структуры, которые являются представителями исполнительной государственной власти, наделяются множеством полномочий специального характера. Так или иначе у них есть приоритет перед гражданскими субъектами, в отношении которых реализуется административный надзор.

Во избежание допущения с их стороны тех или иных нарушений, которые закреплены в действующем на территории РФ законодательстве, структуры государственной власти действуют следующим образом:

  • Используют предупредительные меры.
  • Производят регистрацию.
  • Выдают разрешения и лицензии.
  • Выдают нормативные акты и так далее.

Пассивная форма реализации надзора

Необходимо знать, что осуществление надзора может быть произведено и в пассивной форме, иными словами, без применения перечисленных в предыдущих главах полномочий.

Реализация некоторых функций структурами исполнительной власти государственного значения может иметь место лишь в случае существования угрозы интересам, которые охраняются законом.

Далее целесообразно рассмотреть функционал административного надзора на примере полиции, так как именно эта структура обладает широчайшим рядом полномочий.

Функционал полиции

Для полноценного уяснения сущности административного надзора разберем функции, которые исполняет полиция:

  • Административная функция.
  • Уголовно-процессуальная функция.
  • Оперативная функция.

Под административной деятельностью следует понимать практическую реализацию полицейскими структурами функций, связанных с охраной общественного порядка и безопасности, а также с борьбой против преступности.

Оперативно-розыскную деятельность принято рассматривать как разновидность работы, реализуемой оперативными отделами государственных структур как гласно, так и негласно.

Важно дополнить, что данные органы должны быть обязательно уполномочены ФЗ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», а также действовать в границах собственных полномочий в целях защиты здоровья, жизни, свобод и прав человека.

Под уголовно-процессуальной работой принято понимать деятельность, в которую входит:

  • Производство дознания по делам уголовного типа в границах, определенных законодательным образом.
  • Производство следственных операций неотложного характера в соответствии с делами, для которых предварительное следствие является обязательным условием.
  • Исполнение поручений следователя и прокурора касательно производства следственных и розыскных действий.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие, разновидности, особенности, функции, а также иные немаловажные аспекты темы.

В заключение следует отметить, что для административного надзора характерными являются признаки деятельности, которые обособленным образом регулируются посредством законов РФ и иных нормативных актов общероссийского значения. Так или иначе это служит безусловной причиной считать надзор одним из методов обеспечения законности.

Вся информация, изложенная выше, дает основание для формирования умозаключения о том, что административный надзор – это объективно необходимая функция, которая обусловлена требованиями эффективности и законности управления и реализуется в процессе деятельности соответствующими государственными структурами.

Источник: https://FB.ru/article/444510/administrativnyiy-nadzor-vidyi-metodyi-i-funktsii

Понятие, виды и методы административного надзора полиции

Виды административного надзора полиции

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Административный надзор полиции представляет собой систематическое наблюдение полицией за точным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Это так называемый общий административный надзор полиции, который имеет самую широкую сферу воздействия.

Во-первых, он осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических) за соблюдением ими общеобязательных правил, содержащихся, например, в федеральных нормативных актах или нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, пользования общественным транспортом, организации и проведения массовых мероприятий и другим.

Во-вторых, административный надзор распространяется на более определенный круг субъектов и по более конкретному кругу вопросов, например, надзор полиции за соблюдением правил лицензионно-разрешительной, учетно-регистрационной систем, правил дорожного движения и многим другим.

В-третьих, административный надзор может осуществляться за строго определенным кругом лиц, например, за некоторыми категориями лиц, освобожденными из мест лишения свободы; условно осужденными; а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и некоторыми другими.

Последний вид надзора характерен только для полиции. В специальной и юридической литературе он носит наименование «специальный правоохранительный надзор», или индивидуальный, персонифицированный надзор за отдельными категориями лиц.

Административный надзор полиции осуществляется от имени государства и только по вопросам, отнесенным к компетенции полиции.

Термин «надзор» имеет собственное юридическое содержание. Надзорная функция, в частности, охватывает не только наблюдательные мероприятия полиции, но и ее действия по вмешательству в соответствующие ситуации.

В ходе административного надзора в целях пресечения выявленных правонарушений полицией могут быть применены физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.

Кроме того, надзорная функция включает в себя регистрационную (например, регистрация транспортных средств), лицензионно-разрешительную (например, предоставление (или отказ в предоставлении) лицензии на приобретение огнестрельного оружия) и регламентарную (например, выдача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений) подфункции.

Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.

Полномочия по применению принудительных мер воздействия, в том числе административных наказаний, установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Характерная черта административного надзора состоит в том, что он носит внешний характер, т.е. осуществляется в отношении неопределенного круга лиц, не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, но на которых законами или подзаконными актами возлагается необходимость соблюдения конкретных правил в сфере общественного порядка и безопасности.

Другая характерная черта, тесно связанная с первой – административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения. Надзор полиции всегда предполагает возможность принуждения, хотя сам по себе, внешне имея форму специально организованного полицейского наблюдения, не носит принудительного характера.

В осуществлении административного надзора так или иначе участвуют все сотрудники полиции, но для сотрудников отдельных подразделений полиции (особенно, для нарядов патрульно-постовой службы), участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности.

Систематический надзор имеет большое значение для укрепления общественного порядка. Он является также важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил. Именно поэтому считается, что нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме – уже профилактика правонарушений.

В практической деятельности полиции сложились следующие методы административного надзора:

1. Непосредственное наблюдение за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил должностными лицами и гражданами (метод характерен, например, для сотрудников патрульно-постовой службы полиции; участковых уполномоченных полиции; государственной инспекции безопасности дорожного движения; всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах).

2. Периодические проверки исполнения (соблюдения) должностными лицами и гражданами правил, надзор за которыми отнесен к компетенции полиции (метод характерен, например, для работы службы участковых уполномоченных полиции; подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью и др.).

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций; сообщениям в средствах массовой информации; материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (метод характерен, например, для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел).

Полиции не ограничивается только принятием мер административного воздействия в отношении правонарушителей. Она ведет учет и анализ правонарушений с целью выявления причин, их порождающих, и условий, им способствующих.

Для анализа берутся данные как об общем количестве правонарушений, так и отдельно по видам, месту и времени совершения, особенностям субъектов, причинам и т.д.

Это позволяет судить о динамике правонарушений в целом и по отдельным видам и, в свою очередь, помогает оценивать эффективность административного надзора.

На основе анализа правонарушений полиция информирует органы государственной власти и местного самоуправления, добиваясь от них устранения причин правонарушений, вносит предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, дополнении или отмене, о расширении участия общественности в охране правопорядка и т.п.

Успешное осуществление административного надзора во многом зависит от правильной оценки оперативной обстановки и расстановки сил полиции.

Практика показывает, что имеющиеся возможности в комплексном предупреждении и пресечении правонарушений силами и средствами патрульно-постовой службы полиции, службы участковых уполномоченных полиции, вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения используются далеко не полностью. Зачастую при этом не в полной мере учитывается оперативная обстановка, нет должной целеустремленности, не отлажено должное взаимодействие с общественностью.

Важным условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения. Твердое знание и умелое применение действующего законодательства способствуют воспитанию граждан, повышению их чувства ответственности, укреплению правопорядка и законности в нашем обществе.

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 8619 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/10-12937.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.