Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является

Проверка сообщения о преступлении

Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является

Для уточнения наличия или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела проводится обязательная проверка сообщения о преступлении. Уголовно-процессуальный закон не содержит понятия проверки сообщений о преступлениях.

Проверка сообщений о преступлениях — это действия, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении.

По сути проверка сообщения о преступлении — это его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания.

Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными правовыми актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации.

Такую проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ прокурор, следователь, орган дознания вправе предъявить требование о передаче имеющихся в распоряжении средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации.

Некоторые положения УПК РФ позволяют говорить и о других способах проверки. Так, из ч. 4 ст.

21 УПК РФ вытекает возможность предъявления следователем, дознавателем, органом дознания обязательных для исполнения требований, поручений и запросов к гражданам, учреждениям, предприятиям, организациям и должностным лицам.

Поскольку закон не ограничивает какой-либо стадией уголовного процесса право предъявить указанные требования, поручения и запросы, то данная норма — общего характера, может применяться и на стадии возбуждения уголовного дела.

В виде запроса, например, могут быть оформлены обращения в учреждения и организации в целях получения сведений, подтверждающих или опровергающих сообщение о преступлении, например направление на медицинское освидетельствование, истребование справки из больницы о диагнозе и предположительной продолжительности лечения лица, здоровью которого причинен вред преступлением, и т.д.

Других проверочных действий, кроме перечисленных, УПК РФ не предусматривает. Вместе с тем на практике применяются и другие способы проверки, предусмотренные иными нормативными правовыми актами. К ним относятся средства административной, оперативной, прокурорской проверки, т.е.

это непроцессуальная проверка. Такая проверка является законной, поскольку осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и в соответствии с ними, но ее нельзя считать проверкой сообщений о преступлениях в смысле ст. 144 УПК РФ.

Эта проверка может предшествовать процессуальной деятельности, и оформленные соответствующим образом ее результаты (рапортом об обнаружении признаков преступления, постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании) могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Непроцессуальная проверка не должна проводиться после появления повода для возбуждения уголовного дела[1].

Даже если проведение проверки поручено не следователю, а оперативному уполномоченному или участковому уполномоченному полиции, как часто бывает на практике, они не могут совмещать процессуальную деятельность с оперативно-розыскной или административной, поскольку действуют в качестве дознавателя.

Уголовно-процессуальный закон содержит гарантии прав личности при проведении проверки.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, может быть предоставлен защитник с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).

При необходимости обеспечивается безопасность лиц, участвующих в проверке (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Значение полученных в ходе проверки сведений столь велико, что они могут не только устанавливать наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела, но и быть использованы в качестве доказательств (ч. 1.2 ст.

144 УПК РФ), а при производстве дознания в сокращенной форме закон допускает не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении (п. 2, 3 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ).

После завершения проверки дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа принимают по собранным материалам решение.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ на стадии возбуждения уголовного дела может быть принято одно из следующих решений:

(1) о возбуждении уголовного дела; (2) об отказе в возбуждении уголовного дела; (3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня поступления сообщения.

По ходатайству следователя, дознавателя соответственно руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативнорозыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Ходатайство следователя и дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении оформляется постановлением, в котором должны быть изложены результаты проверки сообщения о преступлении и обоснована необходимость продления ее срока.

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела по результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается решение о возбуждении уголовного дела.

Законом установлен различный порядок возбуждения уголовных дел публичного, частно-публичного и частного обвинения.

Возбуждение уголовных дел публичного обвинения

Полномочиями возбуждать уголовные дела публичного обвинения наделены следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания.

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК РФ).

Дознаватель возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, определяемой ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ, т.е. уголовные дела о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно.

Орган дознания в соответствии со ст.

157 УПК РФ вправе возбудить любое уголовное дело, по которому обязательно производство предварительного следствия, но после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть направлено руководителю следственного органа.

Руководитель следственного органа возбуждает уголовные дела, которые затем принимает к своему производству и производит предварительное следствие, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 146 УПК РФ уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ (Председателем Следственного комитета РФ и некоторыми нижестоящими руководителями следственных органов).

Начальник подразделения дознания в соответствии с ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

В постановлении о возбуждении уголовного дела в обязательном порядке указываются:

  • (1) дата, время и место его вынесения;
  • (2) кем оно вынесено;
  • (3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  • (4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части указываются место и дата составления постановления, должность, чин или звание, фамилия, инициалы лица, составившего постановление, сведения о поступившем сообщении о преступлении.

В описательно-мотивировочной части излагаются повод и основание для возбуждения уголовного дела.

В резолютивной части формулируется решение о возбуждении уголовного дела. Если на стадии возбуждения уголовного дела будет установлено лицо, причастное к совершению преступления, решение о возбуждении уголовного дела может быть принято в отношении определенного лица.

В этом случае с момента возбуждения уголовного дела данное лицо приобретает процессуальный статус подозреваемого (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица является одним из условий производства дознания в сокращенной форме (п. 1 ч. 2 ст. 226.

1 УПК РФ).

В противном случае в резолютивной части постановления указывается решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ, т.е. уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ (ч. 5 ст. 146 УПК РФ).

Page 3

Особенность возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения состоит в том, что они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 3 ст. 20, ст. 147 УПК РФ).

Этим они отличаются от уголовных дел публичного обвинения, возбуждение которых — обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в каждом случае обнаружения ими признаков преступления, независимо от волеизъявления заинтересованных лиц. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст.

24 УПК РФ отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, является основанием отказа в возбуждении уголовного дела.

Особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения состоят, в том, что они (1) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, (2) возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд — мировому судье (ч. 2 ст. 20, ч. 1, 6 ст. 318 УПК РФ);

(3) возбуждаются в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 318, п. 4

ч. 5 ст. 318 УПК РФ). Уголовное дело частного обвинения в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК РФ, возбуждается в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ.

Лишь в исключительных случаях уголовные дела частнопубличного и частного обвинения может возбудить руководитель следственного органа, следователь или с согласия прокурора дознаватель и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 147, ч. 1.1 ст. 319 УПК РФ).

Источник: https://studref.com/395973/pravo/proverka_soobscheniya_prestuplenii

Дознание в органах внутренних дел

Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является

Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Проверка сообщения о преступлении. В УПК РФ предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении (ч. 1 и 2 ст. 144 УПК).

Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Поручение проверки сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами.

Отметим, что проверка сообщения о преступлении не является обязательным элементом процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, и ее необходимо проводить в исключительных случаях, когда в заявлении (сообщении) не усматриваются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Следует отметить, что в УПК РФ 2002 г.

законодатель определил всего четыре способа проверки сообщений о преступлениях и указал на необходимость такой проверки, а также упомянул о проверке сообщений о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации.

В отличие от способов предварительной проверки сообщений о преступлениях. Уголовно-процессуальный кодекс РФ очень четко регулирует сроки этой проверки. Так, на все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК отводит, как правило, не более 3 суток.

С учетом того, что завершение проверочных действий, особенно если это связано с назначением ревизий и привлечением специалистов, не всегда возможно в трехсуточный срок с момента поступления заявления или иного сообщения о преступлении, законодатель предоставил начальнику органа дознания право продления срока до 10 суток по ходатайству дознавателя, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя может продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

Решение прокурора о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока.

Целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела.

Иными словами, такая проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения, либо возникли сомнения в их достоверности (так как, если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными, и необходимо сразу возбуждать уголовное дело). Необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления). Заявление о преступлении или явке с повинной, при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям, автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки. Данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. 140, 143 УПК должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

УПК РФ требует от соответствующих должностных лиц и органов проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, однако понятие «доследственной проверки» в нормах уголовно-процессуального закона отсутствует. Также отсутствует указание на средства проверки; исключение составляют четыре способа проверки, о которых будет сказано ниже, и ряд норм, которые характеризуют лишь некоторые особенности данной деятельности.

Средства доследственной проверки. Так, средства доследственной проверки можно классифицировать, положив в основу источник нормативного закрепления.

1) В УПК предусмотрены следующие средства проверки сообщений о преступлениях:

  • производство следственных действий (осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование);
  • производство документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК);
  • требовании, поручения, запросы следователя (ст. 21. ч. 2 ст. 144 УПК);
  • представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами (ст. 86 УПК).

2) В иных федеральных законах, регламентирующих права должностных лиц и государственных органов, уполномоченных производить проверку сообщений о преступлениях, закреплены следующие средства:

  • получение объяснений, досмотр и т.д. (ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об ОРД», ст. 22 Закона РФ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре» и др.).

3) Средства, предусмотренные ведомственными актами:

  • проведение изъятия вещей (приказ МВД России 1999 г. № 840);
  • проведение судебно-медицинского исследования (обследования) (приказ Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. № 161);
  • проведение исследований веществ и объектов (приказ МВД России от 1993 г. № 261);
  • проведение исследований изъятого вещества для установления принадлежности к наркотикам (приказ МВД России от 1999 г. № 840) и т.д.

Следственные действия. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает три вида следственных действий, которые возможно проводить в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела — это осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Требования, поручения, запросы дознавателя. Согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Требования, поручения и запросы должностные лица могут адресовать в различные учреждения предприятия организации. Данные документы являются обязательными для исполнения должностными лицами и гражданами. Они составляются в произвольном виде, но в официальном стиле с указанием всех присущих деловым письмам реквизитов.

Представление предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами. Данный способ проверки закреплен в ч. 2. 3 ст. 86 УПК и заключается в представлении предметов и документов потерпевшим, его адвокатом и другими лицами.

Защитник вправе собирать доказательства путем:

  1. получения предметов, документов и иных сведений;
  2. опроса лиц с их согласия;
  3. истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.

Документальные проверки и ревизии. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ допускается также возможность производства документальных проверок и ревизий.

Но подобные проверки в основном применяются только по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли1Гаврилов В.Н.

Некоторые особенности предварительной проверки и возбуждения уголовных дел по материалам о хищениях, растратах или недостачах в предприятиях торговли // Вопросы теории и практики предварительного следствия в ОВД. Саратов, 1973. С. 183-186..

Проверяя сообщение о преступлении, связанном с финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельностью, должностные лица вправе требовать производства ревизий и документальных проверок. В ходе документальной проверки выясняется соответствие финансово-хозяйственной деятельности объекта действующему законодательству.

Если же помимо соблюдения законности проверяется еще целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности (или отдельных операций) проверяемого, то имеет место ревизия. Решение о назначении документальной проверки и ревизии целесообразно оформлять постановлением.

В настоящее время порядок проведения указанных действий регламентируется следующими ведомственными нормативными актами:

  • приказ Минфина РФ. МВД РФ и ФСБ РФ от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)»;
  • приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».

Получение объяснений. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает порядок получения и оформления объяснения, однако на практике получение объяснений является самым распространенным способом доследственной проверки.

И это понятно, поскольку допрос возможно производить только по возбужденному уголовному делу, а у должностных лиц есть обязанность проверить сообщение о преступлении. Традиционно при получении объяснений практические работники ссылаются на ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ст.

11 Закона «О милиции», ст. 27.7, 27.9, 27.10 КоАП РФ.

Истребование материалов.

Отметим, что на практике повсеместно используются протоколы изъятия, акты изъятия, протоколы досмотра, протокол личного досмотра, досмотра вещей находившихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, но единой практики применения этого способа проверки не существует, поскольку указание в законе о таком средстве доследственной проверки отсутствует. Вез этих документов, как показывает практика, вообще не обходится ни одна проверка по сообщению о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных средств и их прекурсоров. И даже обычные кражи немыслимы без изъятия похищенных вещей до возбуждения уголовного дела протоколами изъятия. Эта практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий, и суды принимают данные документы в качестве подтверждающих законное изъятие вещей у лица, совершившего преступление, с последующей их выемкой после возбуждения уголовного дела.

Участие специалиста. Направление на исследование. Справки эксперта. Согласно приказу МВД России № 261 и соответствующим приложениям от 1 июня 1993 г.

документ, который дает специалист-эксперт после проведенного исследования, обозначен как справка, которая подписывается в зависимости от вида экспертно-криминалистического подразделения руководителем или экспертом2Приказ МВД России № 261 с приложениями от 1 июня 1993 г. М.. 1993. С. 18..

Отсюда и название этого документа — справка эксперта, которая по своему содержанию и назначению не отличается от заключения эксперта. Направление на исследование традиционно направляется отношением.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания.

Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, дознавателя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако данная норма действует только для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания. Главный редактор не может отказаться от свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

Прокурор, орган дознания после проверки сообщения, опубликованного в средствах массовой информации, должен составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

В целях проверки поступивших сообщений о преступлении и решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания и дознаватель могут использовать имеющиеся в их распоряжении средства административной, оперативной проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

После завершения проверки дознаватель, орган дознания принимают по собранным материалам решение. Полномочия на принятие решения ограничены установленной законом компетенцией.

Источник: https://isfic.info/doznanie/foat37.htm

Порядок проведения доследственной проверки

Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является
sh: 1: –format=html: not found

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях

Порядок рассмотрения заявлений о преступлениях определен уголовно-процессуальным законодательством, непосредственно статьей 144 УПК РФ.

В целом органы расследования обязаны принять и обьективно проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. По оеончанию проверки принять по заявлению законное и обоснованное решение.

Порядок приема и регистрации поступивших сообщений о преступлениях регламентируются внутриведомственными нормативно-правовыми актами.

Под сообщением о преступлении подразумеваются все предусмотренные в УПК РФ информационные сигналы (поводы): заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления. Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений, принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно.

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки.

При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно.

Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Способы проверки сообщения о преступлении

Информация о признаках преступления, содержащаяся в информационном сигнале, как правило нуждается в проверке. О возможности проведения проверочных действий указывается в УПК (ч. 1 ст. 144 и ч. 4 ст. 146).

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Эффективным способом проверки поступившей информации о преступлении являются оперативно-розыскные мероприятия. Перечень проводимых мероприятий оперативного характера определен статьей 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности.

При проведении предварительной проверки органы дознания могут использовать полномочия, предоставленные им отраслевым законодательством, в частности Законом «О полиции».

 При проверке сообщения о преступлении следственные действия не проводятся. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст.

176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

Представляется, что под местом происшествия следует понимать место совершения преступления и место обнаружения следов совершения преступления.

Решения принимаемые по результатам проверки

Рассмотрев сообщение о преступлении орган проводивший проверку принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела при наличии поводов и оснований предусмотренных статьей 140 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 148 УПК РФ при наличии оснований предусмотренных статьей 24 УПК РФ;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

О принятом решении сотрудник проводивший проверку обязан незамедлительно сообщить заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Сроки проведения проверки

Проверка информации о преступлении производится сотрудником органа дознания по поручению начальника органа дознания. Проверка должна быть завершена в течение 3 суток.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток.

При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

На практике десять суток как правило максимальный срок для проведения проверочных действий.

Источник: https://vigand.ru/?article_id=34371&title=

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является

В статье рассматривается специфика правового регулирования способов проверки заявлений, сообщений о преступлениях. Отмечаются недостатки и нарушение сроков при принятии решений по сообщениям, заявлениям предлагаются пути решения данной проблемы.

Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении.

Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона.

В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п. 77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г. №140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель.

Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления. Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст.ст. 128-130 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.

128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Действительно, на практике большое количество сообщений, заявлений не всегда реально рассмотреть в срок 3 суток.

Зачастую продление сроков для проведения проверки необходимо для получения ответа на запрос или же объяснения от свидетелей, потерпевших которые могут дать важную информацию, но по причине не проживания по месту жительства и не появления по месту работы, в связи с требуемым временем для установления местонахождения срок проверки необходимо продлить, также причиной может явиться, например сроки ожидания окончания проведения экспертизы специалистом или экспертом и т.д. В данной ситуации проблему можно обозначить как «быстро и не качественно» и «медленнее, но более качественнее», так как проведение не качественной проверки сообщения, заявления, хотя и в установленный законом срок, может повлечь за собой тот факт, что по заявлению, сообщению будет принято процессуальное решение которое будет во-первых незаконным, а во-вторых необоснованным. В последствии по таким материалам доследственной проверки прокуратурой происходит возврат материалов проверок на дополнительную проверку с требованием устранить нарушения закона при принятии данного процессуального решения.

В связи с тем, что ходатайство подаваемое следователем, дознавателем, органа дознания о продлении срока принятия решения по сообщению, заявлению о преступлении в своем содержании должно отражать все причины в связи с которыми решение в установленный ранее срок не может быть принято, а также в обязательном порядке должно быть отражено какие проверочные действие еще необходимо провести и какой срок для этого необходим. Такие сведения отраженные в ходатайстве позволяют вести надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения, заявления, не допускать факта волокиты со стороны лиц занимающимися проверкой, за счет определения последовательности процессуальных действий и сроков их реализации.

Продление срока рассмотрения сообщения, заявления до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителя следственного органа или по ходатайству дознавателя, в котором обязательно должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с которыми необходимо продлить срок проверки. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем требовании в п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указал на срок проверки сообщения, заявления до 30 суток по ходатайству дознавателя, где должны быть отражены основания предусмотренные ч.3 ст.144 УПК РФ и обязательно предметно должны быть рассмотрены доводы и основания послужившие мотивацией для продления сроков рассмотрения заявления, сообщения.

К сожалению, на практике в связи с разными причинами не всегда в установленный срок удается принять законное обоснованное решение по рассматриваемому сообщению, заявлению, в связи, с чем возникает необходимость вынесения заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Цель данного процессуального действия заключается в выигрыше времени, а последствием принятия такого решения соответственно становиться возврат материала доследственной проверки как необоснованно вынесенного решения, в связи с неполнотой проведенной проверки для проведения дополнительной проверки.

Конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в таком случае более предпочтительное решение для должностного лица, принимающего решение по материалу доследственной проверки, так как после проведенной проверки прокуратура отменит данное решение и направит его для проведения дополнительной проверки с установлением нового срока, соответственно цель достигнута — время выиграно. Но, по истечении срока дополнительной проверки данный круг действий повторяется, вплоть до того момента когда будет получено заключение судебной экспертизы, отпрошены все свидетели и т.д. Решив все поставленные задачи, должностное лицо принимает окончательное решение по материалу доследственной проверки с направлением его в орган прокуратуры. В связи с вышеуказанными действиями срок проведения проверки может затянуться на месяца. При таких обстоятельствах, все решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу доследственной проверки принятые в промежутке до окончательного носят промежуточный характер.

Считаю необходимо отметить, что недопустимо использовать предусмотренную УПК РФ возможность продления срока как «обычное явление» по каждому сообщению, заявлению.

Предусмотренный первоначальный срок в 3 суток является волне реальным для принятия законного решения по многим сообщениям, заявлениям, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности, Каждому сотруднику необходимо помнить, что такое процессуальное действие как продление срока рассмотрения сообщения, заявления, не является его обязанностью, а лишь право на проведение более полной проверки.

Источник: https://novainfo.ru/article/15073

Процессуальные способы проверки поступившей информации о преступлениях

Процессуальными способами проверки сообщения о преступлении является

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников).

Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности.

Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления. Составление протокола о принятии устного заявления и опрос заявителя об обстоятельствах преступления выступают одновременно и поводом к возбуждению уголовного дела, и формой проверки заявления о преступлении.

Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений от лица, обратившегося с заявлением или сделавшего сообщение.

Дознаватель, орган дознания, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизии и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144). Эти проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом, но в порядке, предусмотренном нормами различных законов (например, ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п.

«м» ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», п. 4 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»).

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, может быть произведен осмотр места происшествия до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователем, дознавателем. Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников) обусловливает и некоторые особенности его приема, проверки и разрешения.

Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 допускается подача заявления, как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст.

 141 УПК РФ). Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес его места жительства.

Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать).

Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3-6 ст. 141 УПК РФ. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК РФ.

Если устное сообщение сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания.

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Дознаватель, орган дознания, следователь не вправе отказать в приеме заявления по мотивам недостаточности сообщаемых сведений или неподследственности.

В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления.

Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.

В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке административной деятельности.

При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.

Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.

В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности.

До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим это заявление (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 142 УПК).

Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ).

В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица.

Не является явкой с повинной признание лица о совершении им преступления, сделанное им после возбуждения уголовного дела в ходе расследования.

Обязательным признаком явки с повинной является поступление первичной информации о совершении преступления определенным лицом от самого этого лица.

Статья 143 УПК РФ предусматривает порядок подачи и принятия такого вида сообщения, каким является рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (т.е.

не из заявления или явки с повинной), принимается лицом, получившим это сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).

Требования, предъявляемые к рапорту, свидетельствуют о том, что речь идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что готовится или совершено преступление.

В рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления, но и источник получения информации об этом.

Должностное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, так как положения ст. 306 УК РФ на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя.

Порядок проверки сообщений о преступлениях, распространенных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ.

Этот порядок предусматривает, что проверку сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Таким образом, инициатором проверки выступает прокурор или руководитель следственного органа.

Источник: https://studbooks.net/1077284/pravo/protsessualnye_sposoby_proverki_postupivshey_informatsii_prestupleniyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.