Ответственность за компьютерные преступления в рф

Контроль над компьютерной преступностью в России

Ответственность за компьютерные преступления в рф

К правовым мерам контроля над компьютерной преступностью относятся разработка норм, устанавливающих ответственность за совершение компьютерных преступлений, защита авторских прав программистов, а также вопросы контроля за разработчиками компьютерных систем и применение международных договоров об их ограничениях.

К организационно-тактическим мерам относятся охрана вычислительных центров, тщательность подбора персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком и т п.

К программно-техническим мерам можно отнести защиту от несанкционированного доступа к системе, профилактику от компьютерных вирусов, резервирование особо важных компьютерных подсистем, применение конструктивных мер защит от хищений, саботажа диверсий, взрывов, установку резервных систем электропитания, оснащение помещении кодовыми замками, установку сигнализации и другие меры.

Основной целью государственной политики по выявлению и пресечению компьютерных преступлений является создание эффективной национальной системы борьбы с правонарушениями в сфере компьютерной информации.

Борьба с компьютерной преступностью в России осуществляется в условиях действия комплекса факторов, снижающих ее эффективность.

По мнению В.Минаева, к наиболее значимым относятся:

  • отсутствие отлаженной системы правового и организационно-технического обеспечения законных интересов граждан, государства и общества в области информационной безопасности;
  • ограниченные возможности бюджетного финансирования работ по созданию правовой, организационной и технической базы информационной безопасности;
  • недостаточное осознание органами государственной власти на федеральном и, особенно, региональном уровне возможных политических, экономических, моральных и юридических последствий компьютерных преступлений;
  • слабость координации действий по борьбе с компьютерными преступлениями правоохранительных органов, суда и прокуратуры и неподготовленность их кадрового состава к эффективному предупреждению, выявлению и расследованию таких деяний;
  • несовершенство системы единого учета правонарушений, совершаемых с использованием средств информатизации;
  • серьезным отставанием отечественной индустрии средств и технологий информатизации и информационной безопасности от мирового уровня.

К базовым направлениям повышения эффективности контроля над компьютерной преступностью в Росси следует отнести:

  • формирование целостной системы непрерывного отслеживания обстановки в сфере обеспечения информационной безопасности различных систем в стране и упреждающего принятия решений по выявлению и пресечению компьютерных преступлений;
  • организация взаимодействия и координация усилий правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы, обеспечение их необходимой материально-технической базой;
  • организация эффективного взаимодействия правоохранительной системы России с правоохранительными органами зарубежных стран, осуществляющими борьбу с компьютерными преступлениями;
  • координация действий с общественными и частными организационными структурами (фондами, ассоциациями, фирмами, службами безопасности банковских и коммерческих структур), на своем уровне осуществляющими практические мероприятия по обеспечению информационной безопасности.

Создаваемая система должна быть обеспечена высококвалифицированными кадрами. Создание целостной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с компьютерными правонарушениями является одной из основных задач.

Уголовно-правовой контроль над компьютерной преступностью в России.

  • В целях борьбы с компьютерной преступностью российским законодательством (глава 28 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).
  • В соответствии со ст. 272 УК РФ преступлением является неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно — вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
  • В соответствии со ст. 273 УК РФ, преступлением является создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.
  • В соответствии со ст. 274 УК РФ, преступлением признается нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред.

Международное сотрудничество.

В рамках ООН регулярно проводятся симпозиумы по профилактике и пресечению компьютерной преступности, целью которых является поиск адекватных путей противодействия на международном уровне.

Кроме того.

вырабатываются контрмеры против этого нового вида преступлений и универсально применимые стандарты и нормы, гарантирующие надежное использование компьютерных систем и средств телекоммуникаций.

Признано, что для выработки всесторонней стратегии по профилактике и борьбе с компьютерной преступностью необходим единый coгласованный план действий, включающий.

  • неправительственные мероприятия, под которыми подразумевается программа инициатив по внедрению принципов ответственности в экономике и промышленности, стандартов профессиональной квалификации, технических и процедурных норм, а также этических установок и кодексов поведения;
  • правительственные меры, то есть действия правительства на национальном уровне, направленные на совершенствование национального уголовного законодательства, а там, где это необходимо, и промышленного производства средств противодействия компьютерным преступлениям;
  • межправительственные меры и международное сотрудничество, направленные на унификацию законодательных актов, развитие международных стандартов и координацию действий органов уголовной юстиции.

В целях повышения эффективности борьбы с компьютерной преступностью осуществляется координация деятельности национальных правоохранительных органов в рамках МОУП Интерпол.

Источник: http://telegra.ph/

◄◄◄ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/irozysk/kontrol-nad-kompiuternoi-prestupnostiu-v-rossii-5a925d907ddde8babfc4ff1a

Юридическая ответственность за кибер-преступления в России. Взгляд России на международные решения по борьбе с компьютерными преступлениями

Ответственность за компьютерные преступления в рф

      Вопрос о видах ответственности во многом остается спорным.

Так, одни исследователи считают, что сколько существует видов ответственности в юридической нау­ке, столько и должно применяться к правонарушителям в сфере компьютерной информации, т.е.

конституци­онная, уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая, а в некоторых случаях и мате­риальная. И все потому, что компьютеризация общества распространяется во все сферы жизнедеятельности.

          Другие же придерживаются трех видов ответствен­ности: 1) уголовной, 2) административной и 2) граж­данской. Наибольшую роль по юридической нагрузке играет уголовная ответственность.

УК. Глава 28 «Преступления в сфере компь­ютерной информации» содержит три статьи: «Неправо­мерный доступ к компьютерной информации» (ст. 272), «Создание, использование и распространение вредо­носных компьютерных программ» (ст. 273), «Нарушение пра­вил эксплуатации  средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей» (ст. 274).

В 2011 году внесены поправки в эту главу, незначительно корректирующие российское законодательство в этой области.

Причины отсутствия до настоящего времени в нашей стране практики возбуждения уголовных дел в отношении интернет-пиратов можно охарактеризовать на примере деятельности пиратского сайта Allofmp3.com.

В марте 2003 г. прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы отказала в возбуждении уголовного дела в связи с распространением через Интернет на сайте Allofmp3.com музыкальных произведений. На сайте значилось, что содержащиеся на нем материалы доступны для распространения по Интернету в соответствии с лицензией РОМС.

В ходе проверки сотрудники прокуратуры установили, что владелец сайта действительно распространяет через этот сайт записи музыкальных произведений без разрешения обладателей прав.

“В то же время в результате проверки прокуратурой установлено, что российский Закон об авторских правах не содержит правовой характеристики Интернета, а предусматривает имущественное право автора на распространение экземпляров своего произведения любым способом.

Вместе с тем, как считает прокуратура, с юридической точки зрения распространение каких-либо экземпляров произведений в Интернете невозможно, так как при этом имеет место цифровой, а не вещественный способ передачи, в то время как действующее российское законодательство предусматривает обязательность материальной формы экземпляров произведений.

         Кроме того, прокуратура заключила, что в случае распространения произведений через Интернет новая копия произведения не создается, а создаются лишь условия для использования произведения потребителями, и отказала в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления [1].

В настоящее время Верховным судом не принять ни одного постановления или определения по вопросам применения статей о компьютерных преступлениях. Приговоры вынесенные различными судами по однородным уголовным делам, зачастую расходятся в вопросах квалификации действий преступника и размеров наказания.

Я придерживаюсь мнения, что законодательное регулирование киберпространства в одной отдельно взятой стране вряд ли возможно. Необходимо законодательное регулирование только в рамках международного права.

Тем более, что тенденция к расширению международного сотрудничества в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий отмечается в деятельности многих международных организаций.

Одной из них является Совет Европы (СЕ), по мнению которого рост компьютерной преступности требует согласованного подхода государств к выработке предписаний, направленных на борьбу с ней.

Этой проблеме посвящен ряд принятых СЕ рекомендаций [2], в которых сделана попытка определить понятие и очертить круг “преступлений, связанных с использованием компьютерных технологий”. Однако рекомендательный характер этих документов не способствует разрешению возникающих на практике коллизий, для чего необходимы полноценные международно-правовые документы.

Осознание этого повлекло за собой формирование Комитетом Министров СЕ в феврале 1997 г. Комитета экспертов по преступности в киберпространстве, перед которым была поставлена задача изучить юридические проблемы, возникающие при расследовании компьютерных преступлений. По результатам изучения им был разработан проект Конвенции о киберпреступности.

Реакция правозащитных организаций на проект Конвенции оказалась вполне ожидаемой.

В открытом письме правозащитных групп к СЕ утверждается, что проект “противоречит известным нормам защиты личности, неоправданно усиливает полномочия национальных правительств, подрывает развитие методов обеспечения безопасности информации, что уменьшает ответственность государств перед законом” После открытого обсуждения проект доработан с учетом требований усиления гарантий неприкосновенности частной жизни и подготовлен к обсуждению исполнительными органами СЕ. В период с 18 по 22 июня 2001 г. проект обсужден на заседании Европейского комитета по проблемам преступности, и с 23 ноября 2001 г. начато подписание Конвенции странами – членами СЕ, ее ратификация.   Вступила в силу 1 июля 2004 года. К концу 2005 года ее подписали 38 государств-членов Совета, а также Канада, Япония, ЮАР и США. Конвенция стала первым документом, в котором содержится классификация киберпреступлений. В перечень преступных интернет-деяний входят, в частности, незаконный доступ в информационную среду, нелегальный перехват информационных ресурсов, вмешательство в компьютерную систему и информацию, содержащуюся на магнитных носителях.        Кроме того, к этому списку относятся незаконное использование телекоммуникационного оборудования, подделка и мошенничество с применением компьютерных средств, а также преступления, связанные с “детской” порнографией и нарушениями авторских и смежных прав. В документе подробно описаны проблемы взаимодействия правоохранительных органов отдельных государств в ситуациях, когда преступник и жертва находятся в разных странах и подчиняются различным законодательствам.              Конвенция также оговаривает общие для всех интернет-провайдеров правила хранения личной информации клиентов на случай, если подобные сведения будут затребованы при расследовании киберпреступлений.  Россия отказалась подписывать международный закон т.к.: «Конвенция предусматривает возможность, не ставя в известность то или иное государство, правоохранительным органам другого государства иметь доступ к ресурсам, размещенным в сетях общего пользования этого государства», – Это не устраивает Россию, подчеркнул начальник юридического управления Росфинмониторинга Павел Ливадный. «Все-таки мы должны учитывать интересы нашей национальной безопасности», – сказал он.

Подход Росси к борьбе с киберпреступностью, по словам Ливадного, заключаются «в оперативном и адекватном взаимодействии правоохранительных органов стран между собой и в недопущении расследований на чужой территории, не ставя в известность правоохранительные органы соответствующего государства».

Кроме того, он отметил, что РФ продвигает подход, предусматривающий разработку глобальной конвенции по борьбе с преступлениями в информационной сфере. По его словам, Будапештская же конвенция имеет лишь региональное действие и не будет максимально эффективной.

Ливадный также сообщил, что по предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности и уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений по совершенствованию международной нормативно-правовой базы в этой области [3].

[1] Уголовная ответственность за  нарушение имущественных авторских и смежных прав в Интернете Корнева Л.А.// Российский следователь, 2008,№6

[2] См.: Recommendation N R (89) 9 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the Computer-Related Crime and Final Report of the European Committee on Crime Problems (adopted by the Committee of Ministers on 13 September 1989 at the 428th meeting of the Ministers' Deputies).

Strasbourg, 1990; Recommendation N R (95) 13 of the Committee of Ministers of the Council of Europe to member States for the concerning problems of criminal procedural law connected with Information Technology (adopted by the Committee of Ministers on 11 September 1995 at the 543rd meeting of the Ministers' Deputies).

Strasbourg, 1995.

[3] http://vz.ru/news/2010/11/9/445958.html

– Л.А. Корнева. Уголовная ответственность за нарушение имущественных авторских и смежных  прав в интернете. “Российский следователь”, 2008 №6

– А.Г. Волеводз. Конвенция о киберпреступности: Новации правового регулирования. “Правовые вопросы связи”, 2007 №2

Источник: https://zakon.ru/blog/2012/1/15/yuridicheskaya_otvetstvennost_za_kiberprestupleniya_v_rossii_vzglyad_rossii_na_mezhdunarodnye_reshen

Уголовная ответственность за совершение киберпреступлений (преступлений в сфере компьютерной информации – Глава 28 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Ответственность за компьютерные преступления в рф

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

 (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 195-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Примечания. 1. Под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

2. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

 (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

 1. Создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, –

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей

 (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

 1. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб, –

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления, –

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Источник: https://szsut.sledcom.ru/Kiberprestupnost/item/1159549

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.