Общественный порядок

Понятие и объективная необходимость правопорядка. Правопорядок и общественный порядок

Общественный порядок

Правопорядок – это порядок, основанный на праве; это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как “состояние урегулированности общественных отношений” (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право:

    1. если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы (“неписаное право”), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний – достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений;
    2. если под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности (“писаное право”), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования, мы получаем правопорядок.

Большинство правоведов – теоретиков и практиков – склоняется ко второму варианту интерпретации права, ибо, как заметил еще И.А.

Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы.

Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу.

Основа правопорядка:

    • правопослушное поведение граждан и их объединений.

Правопорядок и общественный порядок

Следует различать понятия “правовой порядок” и “общественный порядок”. Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого.

Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это – результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично.

Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Различия между правопорядком и общественным порядком:

    1. не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут государства;
    2. разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
    3. по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым – влияние (давление) всего общества;
    4. разные последствия нарушения; при нарушении правопорядка – могут быть применены юридические санкции, при нарушении общественного порядка – также меры морального характера;
    5. не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; общественный порядок шире правопорядка.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах – на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Соотношение законности и правопорядка

Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность – есть и правопорядок, нет законности – нет и правопорядка.

Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная.

Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один.

Правопорядок – реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок – продукт, итог законности.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-obektivnaya-neobchodimost-pravoporyadka-pravoporyadok-i-obschestvenniy-poryadok

Общественный порядок

Общественный порядок

Любой человек осознанным или бессознательным образом в собственной деятельности руководствуется какими-либо правилами. Они выражаются в форме моделей, образцов, поведения. Все эти правила являются различными и по содержанию и способам возникновения, но объединяет их единая цель. Данные модели дают возможность предупреждения действий, разрушающих общественный порядок и правопорядок.

Определение 1

Итак, общественный порядок является сложившейся в обществе системой отношений меж людьми, правил взаимного общежития и поведения, которые урегулированы действующим законодательством, традициями и обычаями, а также нормами нравственного характера.

Сущность общественного порядка и его установление

Необходимость в установлении надлежащих условий жизнедеятельности обусловлена самой природой социума. Он имеет нужду в устойчивой, стабильной системе отношений, правилах, дисциплине, которые могут предотвращать эти правовые нарушения.

Общественный порядок не может существовать в мире, в котором царят безнаказанность, распущенность, безнравственность. В теории государства и права устанавливается, что для любого способа производства материальных благ потребуется укрепление социальных связей и взаимодействий. Без этого является немыслимой совместной и целеустремленной людская деятельность.

Понятие в доклассовом обществе предполагает наличие у людей некоторых обычаев и традиций. На основе их население входило во взаимные отношения, исполняло какую-либо деятельность. После образования частной собственности, подразделения труда, образования классовости обеспечение охраны общественного порядка реализуется при помощи юридических и моральных норм, которые установлены государством.

Общественный порядок сформирован из волевых взаимных отношений меж людьми, которые проявляются в их действиях и поведениях. Они выражаются в форме результата их осознанной деятельности. Политическая система и государство оказывают активное влияние на межчеловеческие отношения.

Организация общественного порядка играет роль одной из главных функций власти. Реализация данной задачи реализуется при помощи принятия определенных законов, контролирующих действий над их исполнением и соблюдением.

Этим образом, общественный порядок в границах государства представляется социально-юридической категорией, основанной на отношениях меж людьми при следовании ими учрежденным моральным, нравственным, и иным нормам. Неприкосновенность данной системы гарантирована властью.

Суть явления сформировала относительно устойчивые, необходимые, закономерные внутренние связи, присущие порядку, соединяющие все его элементы в единый комплекс.

Общественный порядок в форме системы социальных связей и отношений в законодательстве и литературе рассматривают в узком и широком смысле.

В первом случае речь заходит о том, что учрежденные правила распространяются не на все имеющиеся взаимодействия, а лишь на их определенную часть.

Необходимость этого разделения обуславливается разносторонностью и многообразием отношений меж людьми в любой определенной области, наличием особенных юридических норм, которые направлены на урегулирование таких связей.

Замечание 1

Кроме того, важно учесть и установленные законодательством разновидности ответственности за такие преступления. Общественный порядок невозможен, если государство не предусмотрело определенные инструменты урегулирования.

Применять их уполномочены далеко не все властные институты. Для их использования образуются соответственные органы общественного порядка. Их полномочия, обязанности и возможности строгим образом регламентируются законом.

Совместно с этим в системе отведено особенное место и для граждан. В охране общественного порядка в какой-либо степени могут принимать участие все люди, которые проживают на территории государства. Но население не может обладать такими полномочиями, какими наделяются различные инстанции.

В такой связи охрана и безопасность общественного порядка людьми может реализовываться посредством соблюдения установленных в законодательстве предписаний и норм по обеспечению охраны общественного порядка.

Основные цели общественного порядка

Изучая общественный порядок в образе социально-юридической категории, важно отметить обусловленность системы людскими потребностями, удовлетворение которых совершается в процессии взаимного действия меж различными людьми.

Отношения формируются в соответственных местах в процессе общения.

Целью всей этой системы является обеспечение для жизни человека спокойной обстановки, нормальных условий для труда и отдыха, деятельности учреждений, организаций, инстанций, служб, властных институтов.

Волевой элемент общественного порядка

Он проявлен в поведении лиц, принимающих участие в процессе охраны общественного порядка, его образовании, поддержании. Волевые человеческие акты, принимая роль функции его психики, обладают тесной связью с реальностью, находясь в зависимости от действительности.

Какие-либо действия, совершаемые индивидом в сфере общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым требованиям законом. В связи с этим происходит укрепление социального положения в государстве. Человеческое поведение может находить противоречия устанавливаемым нормам.

В таком случае его действия при конкретных обстоятельствах могут быть расценены как преступления, направляемые против общественного порядка.

Нормы, действующие в области общественных отношений, могут координировать поведение граждан путем:
  1. Установления запретов на совершение действий, которые вызывают для социума негативные последствия.
  2. Установления правил, предписывающих должное или возможное людское поведение.
  3. Выделения компетенции и урегулирования деятельности уполномоченных субъектов на охрану порядка.
  4. Учреждения ответственности за несоблюдение запретов и предписаний.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/obschestvennyy_poryadok/

Понятие общественного порядка: описание, методы обеспечения, организация и осуществление

Общественный порядок

Многие правоведы, реализующие свои знания теоретически и практически, выводят различные концепции по волнующим вопросам. И понятие “общественный порядок” зачастую сопрягается с другими схожими терминами. Специалисты определяют грани между ними и их близкие характеристики.

Две основные концепции

Ими принято трактовать само определение “право”. В свою очередь, на основе их формируются аспекты, характеризующие правопорядок:

  • содержание;
  • реализация;
  • функции.

Сами концепции таковы:

  1. Право – это возвышенные, но абстрактные идеи справедливости, свободы, формирования нравов и человечности. Данное понятие получается довольно туманным и неустойчивым. Государственные нормы и законы могут не соблюдаться. Главный принцип заключается в том, чтобы не нарушать определенные взгляды и убеждения.
  2. Право – это четко обоснованные юридические критерии. Их источник – публичная власть. Они отображают обозначенные ценности. Поэтому в обществе формируется жесткий порядок и стабильность.

Многие эксперты придерживаются второго определения. Поскольку при всех отличительных чертах в трактовке права в итоге все приходит к установлению нормативов. Хотя на практике обе концепции сопрягаются и не конфликтуют друг с другом.

Виды порядка

Есть два определения, которые соотносятся как составляющая и единое. Это понятия “правопорядок” и “общественный порядок”. Причем второй термин несколько шире первого.

Правопорядок крепится на праве. Общественный аналог подразумевает сохранность всех норм, реализующихся в обществе.

Обозначенные понятия не совпадают только частично. Второй термин основывается на первом. Ведь право закрепляет и защищает многие значимые отношения. Например:

  • собственности;
  • политического механизма;
  • позиции личности;
  • социально-экономической системы;
  • трудовые;
  • административные.

Правовой диапазон широк. За его рубежами позиционируются отношения, не нуждающиеся в юридическом нормировании. Примеры:

  • морально-этические;
  • романтические;
  • дружеские.

Правопорядок главным образом реализует задачи государства. Однако его сохранение интересует всех граждан.

Отличительные черты терминов

Понятие “общественный порядок” и его правовой аналог расходятся по следующим пунктам:

  1. Природа. Первый образуется вместе с появлением и формированием общества. Становится его составляющей и условием жизни. Второй возникает как политическая и юридическая опция существенно позже, с образованием публичной власти. Это государственный компонент.
  2. Нормативный базис. Правопорядок базируется на праве и его осуществлении. Общественный вид – это следствие сохранения всех норм.
  3. Способы обеспечения. Опора первого – специальный механизм принуждения. А второй отталкивается от силы мнения в социуме и мер негосударственного влияния. Первый прикрывается государственной силой. Второй – общественным воздействием.
  4. Наказание. Нарушители правопорядка подвергаются юридическим санкциям, а общественного – дополнительным моральным мерам.

Соотношения трех определений

К обозначенным ранее понятиям в этом вопросе добавляется законность. У них тесная взаимосвязь, но отсутствует тождественность.

Соотношение понятий – “законность”, “правопорядок”, “общественный порядок” – раскрывается в причинно-следственном взаимодействии.

Законность – это предшественник правопорядка. Между ними существует сильный причинно-следственный контакт. При наличии законности удерживается и правопорядок. Если первой нет, то второй тоже отсутствует.

Отличительные черты в их содержании формируются на основе таких факторов:

  • элементов;
  • носителей (того, что не противоречит правовым критериям);
  • состава субъектов, на которых возлагается обязанность сохранять обусловленные нормы;
  • спектра предписаний, являющихся обязательными для реализации.

Изменение данных пунктов обуславливает объем и содержание законности в определенных условиях. В зависимости от них может варьироваться ее значение в конкретном обществе.

От них не следует отграничивать и понятие “общественный порядок”. Он является важным звеном в сохранении законности.

Россия имеет солидную практику привлечения общества к данной задаче. Примерами тому являются:

  • профсоюзы;
  • народные дружины;
  • товарищеские судебные организации.

Все они вложили огромный вклад в сохранение законности и усиление дисциплины в рабочих коллективах. Их труд имел плоды в местах общественного значения и участках по месту жительства.

Однако в нынешнее время такие традиции исчезают. А людское сознание больше пропитывается взглядами индивидуализма.

Широкий и узкий смыслы

У конституционных понятий “общественный порядок” и “общественная безопасность” нет унифицированной трактовки.

Их доктринальный анализ выделяет два важных аспекта:

  1. У общественного порядка есть два смысла. Первый связан с социальными и политическими структурами. Второй касается административно-организационных сфер.
  2. Понятие “общественный порядок” прочно связано с расширенными классификациями государственного строя и алгоритмом контроля.

В широком смысле порядок систематизирует все общественные взаимосвязи, учитывая актуальную Конституцию и прочие законы. При этом не важен политический режим страны.

Сюда включены следующие составляющие:

  • реализующийся государственный порядок;
  • принципы контроля;
  • административно-организационное устройство.

В узком смысле получается комплекс норм, утвержденных государством. Они регулируют действия граждан:

  • на работе и за ее пределами;
  • на территориях общественного пользования;
  • в отелях, собственных квартирах и домах;
  • по месту нахождения у друзей, в семье или у родни.

Оборона порядка в первом значении

Здесь подразумевается наличие защиты и исполнения на высочайшем уровне.

Понятие “охрана общественного порядка” в России выражается в работе:

  • президента;
  • судов (Конституционного, Верховного, Арбитражного);
  • Федерального собрания;
  • генерального прокурора.

Когда под угрозой находится национальная безопасность, глава РФ может привлечь необходимые ресурсы для обороны. Как правило, это службы специального назначения.

Защита порядка во второй трактовке

Административно-организационное устройство подразумевает привлечение локальных структур для охраны порядка. Задействуются силы надзорных ведомств, подразделения российского МВД.

Каждое из них заведует своей территорией (область, город, село и т. д.). На местах происходит разветвление (по участкам, районам и т. д.).

Преступные действия и наказание

Понятие “нарушение общественного порядка” раскрывается, как игнорирование правил юридического и неюридического значения. При этом отдельный гражданин или граждане ущемляет права и свободы других членов общества.

Привлечь таких персон к ответственности можно тогда, когда они совершают действия, отраженные нормативно-правовой документации.

Наказания могут быть:

  • Дисциплинарными. Часто применяются к нарушителям трудовой дисциплины: пьяницам, драчунам, скандалистам и т. д.
  • Административными. Используется за мелкие хулиганства, бытовые разборки и т. п.
  • Гражданско-правовыми. Их задействуют за порчу имущества, отказы от неуплаты взысканий и т. п.
  • Уголовными. Применяются за нарушения пунктов соответствующего кодекса РФ.

Совершенная картина

Понятие и признаки общественного порядка взаимосвязаны. И он царит в обществе, когда образуется следующая картина:

  1. Упорядочены и систематизированы общественные отношения. Например, на стадионе во время матча все зрители соблюдают нормы поведения, а безопасность объекта защищена специальными службами.
  2. Урегулированы правовые нормы. Например, массовые мероприятия реализуются на основе административных и федеральных законов.
  3. Осуществление общественных отношений происходит в соответствующих местах. Например, люди в торговых комплексах ведут себя прилично. Все помещения надежно защищены от преступных посягательств и потенциальных ЧП.

К сожалению, на практике совершенная картина получается нечасто. Последним ярким ее проявлением стал чемпионат мира по футболу, устроенный в нашей стране. Ни на одном матче не возникало столько беспорядков и угроз для жизни.

Источник: https://FB.ru/article/451528/ponyatie-obschestvennogo-poryadka-opisanie-metodyi-obespecheniya-organizatsiya-i-osuschestvlenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.