Кодекс родителей для школы

Содержание

Обязанности родителей в новом законе об образовании: права родителей в школе

Кодекс родителей для школы

Одним из главных субъектов отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.

Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.

Права родителей

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Права и обязанности

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально – непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Многие семьи волнует вопрос, имеет ли право родитель присутствовать на уроке? Ответ на этот вопрос можно найти во внутреннем документе школы. Присутствие родителей во время урока допускается с разрешения педагога.

Закон об образовании обязанностями родителей признает:

  • организация процедуры получения образования;
  • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
  • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.

Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

  • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
  • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
  • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
  • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
  • по обеспечению безопасного пути;
  • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
  • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
  • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
  • по заботе о престиже школы;
  • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

Участие родителя в делах школы

Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

  • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
  • организация родительского комитета;
  • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
  • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
  • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
  • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
  • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
  • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
  • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
  • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
  • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
  • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.

Нарушение прав в школе

Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

Эти нарушения могут касаться:

  • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
  • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
  • нарушения процесса образования без основания;
  • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
  • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

  • директору школы;
  • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
  • прокуратуру;
  • управление образованием по области;
  • министерство образования.

В жалобе следует указать:

  • ФИО заявителя;
  • Суть жалобы;
  • Дата, подпись.

Заключение

Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/roditelej-v-shkole.html

Кодекс прав и обязанностей учителей, родителей и учеников в МБОУ СОШ № 3

Кодекс родителей для школы

  1. На хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда, охрану жизни, бесплатную медицинскую помощь, рациональный режим, качественное питание в школе.

  2. На уважение и защиту прав, чести, достоинства,  профессиональных интересов, моральную и материальную помощь.

  3. На обращение в любой оран самоуправления школы и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в школе решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот

  4. На социальную защищенность, на дополнительную оплату за дополнительный труд.

  5. На первоочередное обеспечение специальной и художественной литературой, удовлетворение общекультурных потребностей и интересов

  6. На участие в выработке и принятие школьных законов, уставов, положения управлении школьными делами, на высказывание своего мнения, в том числе критического, по любому вопросу школьной жизни, в адрес  любого работника, ученика или органа самоуправления.

В учебно-воспитательном процессе: самостоятельно выбирать вариант или корректировать учебные программы,  определять формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

  • выбирать форму оформления плана урока (оформлять или не оформлять письменного плана урока или другого заведения при условии, если достигнуты высокие результаты в работе;

  • проводить эксперимент с разрешения вышестоящих органов, если они не наносят ущерб здоровью, качеству обучения и воспитания учащихся;

  • работать в режиме доверия и самоконтроля при высоких результатах учебно-воспитательной работе (с учетом итогов аттестации или по решению педсовета, совета школы);

  • установить свободное посещение своих уроков для хорошо успевающих (по письменному заявлению родителей, если организованы занятия по индивидуальному плану и решению педсовета).

  • На  свободу совести и вероисповедания, членство в общественных организациях, объединениях  и соответствующую в них деятельность в свободное от работы время, не противоречащую закону и Уставу школы.

  • Избирать и быть избранным в любом орган самоуправления школы.

  • На аттестацию, использование любых реальных имеющих путей повышения своей квалификации, на методический день для самообразования за счет  рациональной организации труда, на творческий отпуск до семи дней в год, дополнительный отпуск сроком до одного года (порядок и условия определяются учредителем), представляемый  не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы.

  • На защиту прав, чести и достоинства. В случае оскорбления со стороны родителей, учащихся проводится служебное расследование, директором назначается конфликтная комиссия.

  •  Учитель обязан:

    1. Выполнять Устав школы, ее режим, правила внутреннего трудового распорядка, решение органов школы, самоуправления, распоряжение администрации, соответствующие трудовому законодательству, своевременно и аккуратно вести школьную документацию и отчетность.

    2. Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны  труда, производственной и личной  санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    3. Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности школьного оборудования и имущества, воспитания бережное отношение к ним  у учащихся; заботиться о пополнении дидактического материала кабинета.

    4. Уважить и оберегать права, честь  и достоинства всех участников учебно- воспитательного процесса, неукоснительного соблюдать педагогическую этику;  соблюдать право учащегося на независимость духовной и личной жизни, считаться с его мнением по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

      1. В образовательном процессе: добиваются глубоких и прочных знаний, учений и навыков  учащиеся и творческих их применения в учебе, труде и жизни;

      2. всемерно поощрять любознательность, активность, самостоятельности и самодеятельность учащегося, обеспечивать сотрудничество с ними в процессе обучения и во внеурочной работе;

      3. изучать индивидуальные особенности школьников, их семейно – бытовые условия, использовать в работе современные достижения  психолого-педагогической науке и методике; оказывать дополнительную учебную помощь учащемуся по уважительной причине отставшим  или не справляющиеся с учебным материалом;

      4. воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

      5. по распоряжению директора школы разрабатывать  общеобразовательные и дополнительные программы, принимать участие в разработке учебных планов, графиков, индивидуальных планов обучения, осуществлять классное руководство.

    5. Систематически повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию.

    6. Поддерживать постоянную связь с родителями учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в учебно-воспитательном процессе; активно пропагандировать педагогические знания, предоставлять родителям о возможность посещать свои уроки.

    1. Требования от администрации школы создания нормативных условий для получения их детьми полноценных знаний.

    2. Требовать соблюдения школой санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

    3. Принимать участие в выборах органов школы: Совета родительского комитета, общешкольного  комитета.

    4. Получать методическую помощь со стороны учителя по  вопросам обучения и воспитания ребенка.

    5. Открыто выражать сове мнение о работе учителя и других работников школы, соблюдать нормы делового общения, этики, аргументируя свои выводы.

    6. Посещать уроки с целью  определения уровня знаний и воспитанности своего ребенка с ведома завуча и согласия учителя.

    7. Участвовать в организации внеклассных мероприятий.

    8. Вносить вклады, создавать классные и школьные фонды  на  организацию дополнительных занятий, досуга детей.

    9. Выбирать школу, класс для обучения своего ребенка, переводить в другую школу в случае несогласия с требованиями учителя или настоящего Устава.

    10. Выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятия по интересам.

    1. Создать нормальные условия для жизни ребенка, его учебы и проведения досуга, контролируя выполнение домашнего задания, чтения художественно литературы.

    2. Воспитать уважение к общественно-полезному труду, общепринятым нормам поведения, мораль, и личные примеры, пропагандировать здоровый образ жизни.

    3. Возмещать ущерб, нанесенный ребенком в школе, в пределах стоимости испорченный предметов или личных вещей в соответствии с актом расследования причин порчи.

    1. Получение всестороннего образования, соответствующего требования общества, обеспечивающего его продолжение, с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого, исходя из общественной потребности.

    2. На создание благоприятных психолого-психологических и санитарно-бытовых условий обучения, своевременное и качественное питание.

    3. Представлять школу на конкурсных смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях  в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениям.

      В учебе: пользоваться учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, другими учебными, учебно-вспомогательными помещениями, техническими средствами, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, сооружениями, спортивными инвентарем учебного комплекса;

      1. в установленном порядке избирать профиль обучения;

      2. в установленном порядке претендовать на  медицинское обслуживание;

      3. при организации производственного обучения и практики, общественно – полезного производственного труда требовать обеспечение безопасных условий труда;

      4. через органы самоуправления школы и своей общественной организации участвовать в обсуждении и принятии решений по  вопросам совершенствования
        прять активность в приобретении знаний, вместе с родителями выбирать профиль и формы обучения, существование в школе;

      5. на своевременное уведомление о сроках и объеме  письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

      6. на дополнительную учебную помощь в виде занятий в классах (коррекции);

    4. На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободных места.

    На уважение личного достоинства, обращение в случае  необходимости к педагогам и другим школьным работникам, получение от них помощь и поддержки.

  • На разносторонне развитие своих задатков и способностей; выбирать любой вид внеклассных и внешкольных занятий по интересам.

  • Ученик 5-9 классов имеет право:

    1. На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей части и достоинства, на обращение в случае конфликтной ситуации к педагогам, в органы школьного самоуправления и получение от них помощи и поддержки.

    2. Избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, участвовать  в выработке и принятии школьных законов, в управлении делами школы, открыто выражать сове мнение, высказывать критические замечания в адрес школьного работника, ученика, не унижать их достоинства.

    3. В учебе:

      1. На всесторонне развитие своих способностей и наклонности; выбирать любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятий по интересам, участвовать в производственном труде, распределении его результатов и заработанных денег.

      2. На образование разных клубов, студий, секций, кооперативов, общественной организации, если  их деятельности не противоречит Устав школы, нормам морали и общежития.

    Ученик 10-11 классов имеет право:

    1. На равноправное  со школьными работниками положение в школе, уважение, защиту своей чести и достоинства, независимый дух жизни.

    2. Участвовать в управлении школьными делами,  открыто выражать свое мнение, не унижать при этом достоинства других людей.

    а) В учебной деятельности: проявлять активность в приобретении знаний, выбирать профиль и формы  обучения, существующие в школе, определять темпы  и сроки освоения обязанностей и дополнительного образования, избирать индивидуальную программу обучения;

    б) на своевременное уведомление об уроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

    в) на сдачу экзаменов по любому предмету; в случае несогласия с годовой, полугодовой или текущей  оценкой.

    3. На всесторонне развитие способностей и дарований,   реализаций профессиональных интересов, участвовать в производственном труде, распределение его результата и денежных награждений.

    4. На создание различных самодеятельных объединений, обществ, организаций, если их деятельность не противоречит Уставу школы и нормам морали и общежития.

    Обязанности учащихся

    Учащиеся 1-4 классов обязаны:

    1. Прилежно учиться, выполнять все требования учителя.

    2. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, выполнять требования работников школы, дежурных учащихся.

    3. В своем поведении следовать общепринятым нормам морали: быть честным, правдивым, вежливым, уважительно относиться друг к другу и старшим.

    4. Участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей)

    5. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым.

    6. Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, с пользой проводить свободное время.

    Учащиеся 5-9 классов обязаны:

    1. Настойчиво овладевать знаниями, определить путь завершения среднего образования.

    2. Активно участвовать в общественно – полезном, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей).  Строго соблюдать правила безопасности с техническим оборудованием .

    3. Принимать посильное участие в общественной жизни школы и класса,  в работе самоуправления. Стремиться сочетаться личные интересы и интересы коллектива.

    4. Бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым в школьную форму.

    5. Правильно организовать учение, труд, отдых, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

    6. Уважать родителей и старших, быть дисциплинированным, вежливым.

    7. Выполнять решения органов ученического самоуправления, требования работников школы, если они не противоречат настоящему Уставу.

    Учащиеся 10-11 классов обязаны:

    1. Систематически глубоко овладевать знаниями и овладевать навыками, развивать свои  способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.

    2. Участвовать в общественно – полезном производственном труде,  самообслуживании  по разрешению родителей (законных представителей) и соблюдать правила внутреннего распорядка школы.

    3. Быть дисциплинированным и организованным, вести здоровый образ жизни. В школе запрещается курить, выражать нецензурной бранью, организовывать драки, появляться в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Запрещается иметь при себе и распространяться в школе наркотические вещества.

    4. Беречь и укреплять государственную, общественную школьную собственность, беречь природу, охранять ее богатство.

      Неукоснительно соблюдать законы, уважать правила общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям.

      а) По решению Совета школы за совершение противоправных действий, неоднократные нарушения Устава допускается исключение учащихся, достигших 15 лет. Об исключении учащегося  в трехдневный срок проинформировать РУНО.

    5. Укреплять здоровье, заниматься физической культурой.

    6. Беречь и умножать лучшее традиции школы, коллектива, принимать посильное участие в работе  ученического самоуправления, помогать учителям в организации внеурочной работы.

    7. Быть аккуратно одетым.

    Источник: http://mou-3-chelyabinsk.edusite.ru/p29aa1.html

    Права родителей в школе по новому закону об образовании

    Кодекс родителей для школы

    Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

    Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

    Права и обязанности родителей в школе

    Родители имеют такие права:

    1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
    2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
    3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
    4. Знакомиться с учебными программами.
    5. Узнавать оценки ребёнка.
    6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
    7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
    8. Принимать участие в управлении школой.

    Обязанности родителей:

    1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
    2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
    3. Уважительно относиться к педагогам.

    Право родителей на присутствие на уроках

    Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

    Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

    О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

    Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

    Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

    Право на выбор учителя (отказ от него)

    При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

    Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

    Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

    Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

    Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

    Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

    Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

    На уровне классов родительские комитеты:

    1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
    2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
    3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
    4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

    Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

    1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
    2. Вносит предложение о работе школы.
    3. Следит за качеством питания в столовой.
    4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

    Что делать в случае нарушения прав

    Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

    Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

    Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году

    Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/v-shkole.html

    Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

    Кодекс родителей для школы

    Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

    Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

    Конституция 

    Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

    Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

    Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    Что это значит

    В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

    Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

    Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

    Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

    Семейный кодекс

    В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

    Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

    Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

    Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

    Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

    Обязанность соблюдать правила

    Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

    Право родителей школьников выбирать форму обучения

    Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

    При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

    Право родителей в школе получать информацию

    Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

    Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

    Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

    Право родителей участвовать в управлении школой

    Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

    Право защищать интересы ребёнка

    Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

    Источник: freepik.com / @Pressfoto

    Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

    Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

    • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
    • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
    • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

    Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                      Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

    К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

    Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

    Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

    Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

    Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

    Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

    На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

    Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

    ‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

    Резюме

    Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

    Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

    Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

    Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

    Кодекс родителей успешного ребёнка

    Кодекс родителей для школы

    «Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард.

    Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

    Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

    Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

    Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе.

    Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко.

    Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

    ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

    Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

    · Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

    Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

    КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

    • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
    • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
    • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
    • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
    • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
    • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
    • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
    • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

    Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности.

    Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

    Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

    Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

    Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

    Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

    Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/amakids/kodeks-roditelei-uspeshnogo-rebenka-5abb587957906a5c76882690

    Права и обязанности родителей в школе

    Кодекс родителей для школы

    Наш сайт уже посвящал свои статьи основным участникам образовательного процесса в школе – написали о правах и обязанностях учеников, поговорили об учителе, классном руководителе, родительском комитете, а вот теперь обратимся к вам, уважаемые родители.

    Многих из вас наверняка волнует, какие же права вы имеете по отношению к школе? Можно ли вам присутствовать на уроках? Имеете ли право смотреть классный журнал? Могут ли вам отказать в помощи, когда вы не знаете, как помочь своему ребёнку? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в этой статье.

    Традиционно будем обращаться к законам – «Об образовании в РФ», да и эта статья написана на основании именно этого закона.

    1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.1).

    Если вы считаете, что воспитывать вашего ребёнка должна школа, то это не так. Именно вы, родители, обязаны заложить основы в ребёнке.

    С нынешней переполненностью школ и детских садов педагоги просто не имеют возможности уделять достаточно времени детям, как бы они не старались.

    Образование постараются дать, потому что это входит в их должностные обязанности и проверяется министерством, ГОРОНО, администрацией школы, а вот про воспитание всё равно будут спрашивать с вас.

    2.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.2).

    С вопроса «Может ли школа помочь родителям?» я начала эту статью. Помощь вам обязательно должны оказать, какая она может быть:

    • помощь в освоении программы по одному или нескольким предметам (чаще всего учителя в этом не отказывают, но всё зависит от их желания помочь, терпеливости и наличия свободного времени). Если вы хотите попросить своего учителя быть репетитором , то знайте, что он на это не имеет право. Позаниматься бесплатно можно, всё зависит от учителя, но за деньги – попросите другого (можно из этой же школы).
    • Психологическую (как ребёнку, так и вам). Если у вас возникла проблема в воспитании, недопонимание и т.д., вы можете обратиться к классному руководителю, а также к школьному психологу. Даже завуч и директор вполне могут оказать вам такую помощь и попробовать решить ваш вопрос. Если же вы по каким-то причинам не хотите обращаться за помощью в школу, то можете отправить свой вопрос на электронный адрес нашего сайта admin@shkola-i-my.ru, мы обязательно постараемся вам ответить в ближайшее время.
    • ПМПК. Эти страшные 4 буквы очень пугают родителей в начальной школе. Ребёнок не успевает по предметам, у него плохое поведение, неусидчивость – всё это может стать причиной обращения педагога и администрации школы к ПМПК (Психолого – медико – педагогическая комиссия). Пугаться её не нужно, во многом она может вам даже помочь. В Германии, если в начальной школе у ребёнка есть какие-то отклонения, он уже вряд ли сможет поступить в колледж и учиться среди умных ребят. В России каждый ребёнок имеет второй шанс, и если у него есть какие-то проблемы, ПМПК может определить его в коррекционный класс или в класс с упрощённой программой, но это не закроет ему пути в получении даже высшего образования.
      Просто успокойтесь, занимайтесь ребёнком и всё получится.

    Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?

    • выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
    • дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
    • ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
    • узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а также оценки;
    • защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
    • знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
    • принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).
      Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (ремонты, организация праздников, решение общешкольных проблем, например, наркомании и т.д.)

    Родители обязаны:

    • обеспечить получение среднего образования (9 классов).

      Сюда входит: обеспечить одеждой (в том числе форменной школьной), место для приготовления уроков, благоприятная обстановка (в конфликтах и ссорах ребёнку сложнее хорошо учиться), обеспечение канцтоварами и другими нужными для учёбы вещами;

    • соблюдать внутренний распорядок школы (режим занятий), требования устава и другие документы, связанные со школой и родителями;
    • уважать честь и достоинство учащихся и работников школы.
      Все дети школы – такие же дети, как и ваш ребёнок. Представьте на месте других своего ребёнка, и вам вряд ли захочется, чтобы к нему было плохое отношение. Любые конфликты в школе следует решать только с классным руководителем и администрацией, но ни в коем случае не самому. Также и работники школы (учителя, техперсонал, работники столовой и т.д.) такие же люди, как и вы. Школа – это их работа и если возникают какие-то разногласия, стоит их решать в спокойном тоне. Им ведь потом с детьми взаимодействовать. Вам же не хочется, чтобы на вашего ребёнка сливали всю отрицательную энергию?

    На что в школе родители имеют право? (ст. 45 закона «Об образовании в РФ»)

    • Направлять обращения в высшие органы образования, если школа несправедливо нарушила ваши права или права вашего ребёнка. Такие заявления обязательно должны рассмотреть. Но как всегда сначала советую разобраться в ситуации, выяснить причины такого отношения и т.д. И если вы уверены в своей правоте, то обращайтесь в высшие органы.
    • Обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (создаётся в самой школе). Пишется заявление директору школы (как написать – смотрите здесь

    Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/roditelskie-sobraniya/prava-i-obyazannosti-roditelejj-v-shkole

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.