Изъятие в рамках доследственной проверки

Содержание

Доследственная проверка: порядок проведения, сроки и ознакомление с материалами

Изъятие в рамках доследственной проверки
Доследственная проверка – это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.

Порядок проведения доследственной проверки регламентируется ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются:✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);

✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:

✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);

✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);

✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);

✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);

✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;

✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);

✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проведения доследственной проверки – 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях).

Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток.

В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку.

Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку. В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.

По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ

).

Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).

Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки

На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Согласно ч.2 ст.

24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.

В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).

Источник: https://stukolov.ru/dosledstvennaya-proverka

Права следователя в доследственной проверке

Изъятие в рамках доследственной проверки

Чтобы успешно осуществлять свою защиту на стадии доследственной проверки, нужно иметь представление не только о своих правах, но и правах следователя при ее проведении.

Не зная этого, невозможно обжаловать какие-либо действия следователя, поскольку любое обжалование должно иметь под собой правовую основу.

Если следователь вышел за рамки своих процессуальных полномочий на стадии доследственной проверки, то, соответственно, все произведенные им действия следует считать незаконными, а собранные доказательства недопустимыми.

Разумеется, при проведении проверки документальное закрепление действий следователя становится известным стороне защиты только после ознакомления с материалами доследственной проверки. Однако часть из них может быть проведена с участием потенциального подозреваемого, что дает защите право с ними знакомиться.

Итак, давайте разбираться, какими правами обладает следователь, проводя доследственную проверку.

Право следователя получать объяснения

В ходе доследственной проверки, проверяя сообщение о преступлении, следователь имеет право получать объяснения от любых лиц, которые, по его мнению, могут предоставить сведения по вопросам, являющимся предметом проверочных действий.

Данное право следователь реализовывает как путем непосредственного вызова гражданина для производства опроса, так и личного посещения гражданина по месту жительства или работы.

Место получения объяснения гражданина зависит от усмотрения следователя и продиктовано, чаще всего, экономией времени.

Если требуется опросить большой круг лиц, например, работающих на предприятии, то, соответственно, удобней сделать это по их месту работы.

Что касается получения объяснения от потенциального подозреваемого, то опрос преимущественно происходит в кабинете следователя.

При этом порядок вызова может быть любым, как непосредственно по телефону, повесткой или оформлением. До возбуждения уголовного дела следователь не вправе вынести постановление о приводе.

Как вариант, следователь может поручить и устно оперативным сотрудникам доставить гражданина по месту опроса.

Следователь имеет право задавать любые вопросы, которые сочтет нужным, касательно любых сфер жизни гражданина. Какие именно вопросы задавать, решает сам следователь.

Если есть хоть малейшие сомнения, что проверка проводится исключительно в отношении Вас на предмет выявления именно в Ваших действиях состава какого-либо преступления, то здесь нужно знать о том, что право следователя на получение объяснения совершенно не предполагает Вашу обязанность его давать.

Право следователя получать образцы для сравнительного исследования

В ходе доследственной проверки следователь имеет право получать образцы для сравнительного исследования, которые необходимы для назначения последующих судебно-медицинских экспертиз и, в конечном счете, для решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела. Поэтому назначение данных образцов содержатся в самом названии – «образцы для сравнительного исследования».

Так, например, у гражданина следователь имеет право получать образцы отпечатков пальцев, биологического материала (волос, слюны, крови, потожировых выделений и т.д.), чтобы в дальнейшем с помощью экспертизы сравнить их с образцами, обнаруженными в ходе осмотра места происшествия или других следственных действий.

Также следователь для сравнительного исследования имеет право изъять образцы любых материалов, предметов, веществ, например, образцы почвы, товаров, изделий и т.д.

В этой связи необходимо знать о том, какие именно права следователя в этой части корреспондируют к обязанности гражданина предоставлять образцы.

Речь, конечно, идет о тех образцах, которые изымаются у гражданина. Совершенно очевидно, например, предоставить образцы голоса можно только с согласия гражданина.

А вот, например, биологические образцы уже могут быть изъяты в принудительном порядке.

Правомерность изъятия других образцов можно лишь установить в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки или с материалами уголовного дела.

Право следователя истребовать документы и предметы, а также изымать их

Следователь может истребовать документы и предметы путем составления письменных запросов в соответствующие органы и организации. С этим правом следователя, в принципе, все понятно и вопросов здесь не возникает. Но, что касается изъятия документов и предметов, то на этот счет существуют разные точки зрения.

Прежде всего, спорные моменты возникают в порядке и оформлении изъятия. На этот счет в законе указано, что изъятие должно происходить в порядке, установленном УПК РФ, но при этом не указаны конкретные статьи закона, где установлен данный порядок.

Когда дело возбуждено, то следователь вправе изымать предметы путем выемки и обыска. Однако проведение данных следственных действий в рамках доследственной проверки, с точки зрения защиты, не допустимы. Составление протокола изъятия УПК РФ также не предусматривает.

Поэтому единственно возможным способом является изъятие в ходе осмотра места происшествия, который следователь также вправе проводить в рамках доследственной проверки. При этом, когда осматривается, например, участок местности, то следователь имеет возможность проводить изъятия любых предметов.

Но что делать, когда предметы или документы необходимо изъять, например, в жилом или нежилом помещении, если их собственники возражают против проведения осмотра в данных помещениях, требуя санкцию суда на обыск или возражая против выемки? По большому счету данные помещения могут и не являться местом происшествия, хотя в законе и не определяется это понятие.

Поэтому в следственной практике допускаются данного рода осмотры.

Право следователя на проведение осмотра места происшествия, предметов, документов, трупов

Следователь вправе проводить данные следственные действия в рамках доследственной проверки. Они прямо предусмотрены уголовно-процессуальным законом, которым четко регламентированы. И только грубые нарушения порядка их проведения могут повлечь признание собранных доказательств недопустимыми.

Хотелось бы отметить, что в связи с изменениями ст.170 УПК РФ, принятыми 4 марта 2013 года, следователь получил право при производстве указанных выше следственных действий не привлекать к их участию понятых. При этом обязательным является применение технических средств фиксации при проведении осмотров.

Данным правом следователи стали пользоваться довольно часто.

С одной стороны, конечно, это право существенно облегчает работу следователя, особенно когда осмотры носят длительный временной характер и присутствие понятых действительно затруднительно, с другой стороны лишают сторону защиты в дальнейшем подвергнуть сомнению объективность проведения осмотров. Тоже самое относится и к осмотру вещественных доказательств.

Право следователя назначать судебную экспертизу

Данное следственное действие также может проводиться при осуществлении доследственной проверки и в дальнейшем являться доказательством по уголовному делу. Результаты судебной экспертизы могут стать окончательной точкой в процессе принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Какие имеются особенности при назначении и проведении экспертизы на данной стадии процесса?

Если экспертиза проводится в рамках уголовного дела, то помимо права следователя, имеется и его обязанность ознакомить подозреваемого или обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы, с ее результатами, то есть предоставляется возможность задать свои вопросы, а ознакомившись с заключением написать свои замечания и обосновать свое несогласие с ее результатами.

В доследственной же проверке, в этой части, есть свои особенности, которые не предполагают данные действия следователя. Однако  если стороной защиты после возбуждения уголовного дела будет заявлено о производстве дополнительной или повторной экспертизы, то такое ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

Право следователя провести освидетельствование

Право следователя провести освидетельствование гражданина до возбуждения уголовного дела возможно только в случаях, не терпящих отлагательства. Для освидетельствования следователь в обязательном порядке должен вынести соответствующее постановление.

В основном для освидетельствования следователь привлекает специалистов. Например, при установлении алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д. привлекается врач. При этом нужно знать, что какие-либо фото и видеозаписи проводятся только с согласия освидетельствуемого лица, что должно быть отражено в протоколе.

Право следователя требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих действиях специалистов

В основном данное право следователь реализовывает при доследственных проверках, выявляющих признаки преступлений экономической или должностной направленности. Здесь также привлекаются специалисты, обладающие специальными познаниями в области бухгалтерии, криминалистики и т.д.

На основании этих проверок, отраженных в специальных заключениях, в последующем назначаются соответствующие экспертизы, придающие им доказательственное значение. Так, например, прежде чем возбуждать уголовное дело о незаконном обороте наркотических средств, следователь прибегает к помощи специалиста, который устанавливает, является ли изъятое вещество наркотическим или нет.

Право следователя давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРД)

При проведении доследственной проверки следователь имеет право поручить проведение оперативно-розыскных мероприятий органам дознания. Полученные данные ОРД следователь анализирует с точки зрения наличия в действиях лица состава преступления.

Порученные следователем действия органы дознания должны осуществлять в строгом соответствии с законом об ОРД. Иначе полученные данные в дальнейшем также могут быть исключены из доказательств по делу. Поручение следователя должно носить только письменный характер для обоснования необходимости проведения ОРД.

Таким образом, даже при проведении доследственной проверки следователь обладает широким кругом полномочий, направленным для установления наличия или отсутствия состава преступления. Тем не менее, данные проверочные действия строго оговорены в уголовно-процессуальном законе. В случае его нарушения все собранные доказательства являются недопустимыми.

Источник: http://advokathelpvrn.ru/prava-sledovatelya-v-dosledstvennoj-proverke

Что делать, если в вашей компании проводится выемка

Изъятие в рамках доследственной проверки
Сергей Лимонов, руководитель юридической службы ПАСМИ, руководитель группы компаний «Право в экономике»

В случае если в вашей компании производится выемка предметов или документов (вами определено, что это именно выемка, а не иное следственное или процессуальное действие, — например, обыск, обследование помещений, осмотр места происшествия и прочее), необходимо помнить, что уголовно-процессуальный закон четко регламентирует порядок проведения этого следственного действия. Выемка может проводиться в рамках возбужденного уголовного дела (ст. 183 УПК РФ), либо на стадии доследственной проверки сообщения о преступлении в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Так, ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусматривает, что следователь/дознаватель «при проверке сообщения о преступлении вправе (….) истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом».

Ожидать прибытия адвоката никто из сотрудников правоохранительных органов не будет, — к сожалению, законом не предусмотрено приостановление следственного действия для соблюдения прав лиц, участвующих в следственных действиях

Изъятие документов и предметов, в свою очередь, предусмотрено ст. 183 УПК РФ, в которой содержится перечень обстоятельств, способных послужить к производству этого следственного действия, а также определяется алгоритм проведения выемки с отсылкой на ст.

182 УПК РФ.

В любом случае, если в вашу организацию прибыли сотрудники правоохранительных органов со словами: «Мы хотим произвести у вас выемку», чтобы четко отреагировать на такую ситуацию и избежать дальнейших недоразумений, необходимо руководствоваться следующим:

Онлайн-кассы загонят бизнес в тень

1) Внимательно ознакомиться с предъявленным вам постановлением; в случае, если сотрудники правоохранительных органов отказываются предоставить вам возможность изготовить копию постановления – переписать весь текст документа.

2) Обратить внимание в тексте на следующее: кем вынесено постановление (следователь, дознаватель или судебное решение); когда, в отношении кого и по какой статье возбуждено уголовное дело; какое отношение ваша организация имеет к расследуемому факту (основание производства выемки); указано ли в тексте на конкретный перечень предметов и документов, подлежащих изъятию; имеется ли связь между информацией, содержащейся в предполагаемых к выемке документах, с расследуемыми фактами совершенного преступления.

3) Сотрудник правоохранительного органа предложит вам расписаться в постановлении о производстве выемки («Ознакомлен. ФИО. Дата и время»).

В случае установления вами существенных противоречий в тексте этого документа – попросите разъяснить вам смысл постановления и, как изъятые у вас документы помогут в расследовании указанного уголовного дела.

При получении невразумительного ответа, вместе с отметкой об ознакомлении, необходимо в самом постановлении, ниже под текстом, изложить свои мотивированные замечания.

4) Связаться по телефону с юристом/адвокатом, чтобы проконсультироваться и договориться о сопровождении процесса производства выемки.

При этом нужно понимать, что ожидать прибытия адвоката никто из сотрудников правоохранительных органов не будет, — к сожалению, законом не предусмотрено приостановление следственного действия для соблюдения прав лиц, участвующих в следственных действиях.

Однако, существует вероятность, что именно юристу/адвокату, понимающему суть данного мероприятия и специфику работы правоохранительных структур, удастся выстроить последующую работу, сопряженную с изъятием документов, таким образом, что вашей организации будет предоставлено дополнительное время для подготовки запрашиваемых документов (то есть, вы сможете дополнительно оценить содержание документов, которые будут изъяты и приобщены к уголовному делу, правильность их оформления, наличие всех необходимых реквизитов, соотношение их с обстоятельствами уголовного дела с учетом информативности и прочее).

Росфинмониторинг: борьба с терроризмом бьет по банкам

5) Подготовить запрашиваемые документы, при этом не допуская сотрудников правоохранительных органов в другие помещения вашей организации, так как выемка предусматривает добровольное изъятие документов, указанных в постановлении (в противном случае предметы и документы изымаются принудительно, то есть в ходе обыска). Желательно выделить отдельный кабинет, где будут находиться все участники следственного действия.

6) После того, как документы будут готовы, следует обратить внимание на протокол выемки, который составляется сотрудником правоохранительного органа. Важно, чтобы все передаваемые документы были подробно описаны в протоколе.

Любые замечания на действия сотрудников следует заносить в протокол выемки, в противном случае ссылка на неправомерность действий правоохранителей в дальнейшем, при отсутствии указания об этом в протоколе – не будут рассматриваться всерьез судом или надзорным органом.

7) Также необходимо помнить, что в случае, когда изъятию подлежат электронные носители информации, закон обязывает должностных лиц прибегать к помощи соответствующего специалиста, — при этом вы имеете право предоставить электронный носитель для того, чтобы вся необходимая информация, содержащаяся на изымаемом электронном носителе, была скопирована специалистом. Этот процесс также подлежит отражению в протоколе выемки.

В случае изначально агрессивного поведения правоохранителей, нарушения ими вышеперечисленного порядка производства следственного действия, — нужно грамотно и четко фиксировать все подобные факты в протоколе выемки, а в дальнейшем обжаловать неправомерные действия сотрудников в прокуратуру и суд.

Подробнее о взаимодействии с ПАСМИ можно узнать в разделе «Сотрудничество»

Источник: https://pasmi.ru/archive/178364/

Некоторые процессуальные вопросы изъятия предметов и документов до возбуждения уголовного дела

Изъятие в рамках доследственной проверки

М. П. Перякина,
доцент кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук

При осуществлении надзора за деятельностью правоохранительных органов по проверке заявлений и сообщений о преступлениях органами прокуратуры в последнее время выявляются случаи производства таких следственных действий, как обыск и выемка. Это объясняется неоднозначным толкованием норм уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующих стадию возбуждения уголовного дела.

Федеральный закон РФ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ внес значительные изменения в порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Часть 1 ст.

144 УПК РФ позволяет теперь следователю, органу дознания, руководителю следственного органа, дознавателю «получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий» [1].* Peryakina M. Some procedural questions of withdrawal of subjects and documents before initiation of legal proceedingsТаким образом, одним из способов собирания доказательств на указанной стадии является изъятие предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ. Как известно, закон не предусматривает такого самостоятельного процессуального или следственного действия, как изъятие. Поэтому напрашивается вывод о том, что изъятие может быть осуществлено только в рамках следственных действий, однако законодатель не прописывает, каких именно.Актуальность законности изъятия предметов и документов до возбуждения уголовного дела обостряется еще одним новшеством указанной стадии. Так согласно ч. 1 и 2 ст. 144 УПК РФ «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения статей 75 и 89 настоящего Кодекса» [1]. А это значит, что информация, полученная с нарушением норм УПК РФ, будет признана недопустимым доказательством. Однако сложно соблюдать законодательство, если оно не раскрывает конкретных требований и алгоритма действий.Так обнаружение и изъятие предметов и документов возможно при производстве осмотра, обыска и выемки. Однако закон допускает до возбуждения уголовного дела только осмотр. Спорным является вопрос об изъятии предметов и при освидетельствовании, производство которого так же возможно до возбуждения уголовного дела. Статья 179 УПК РФ, регламентирующая освидетельствование, ничего не говорит об изъятии каких-либо предметов при его производстве. Несмотря на это ч. 3 ст. 180 УПК РФ гласит «В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании» [1]. Поэтому не совсем понятно, будут ли признаны допустимыми доказательствами предметы и документы, изъятые при освидетельствовании.Таким образом, недостаточная регламентация изъятия предметов и документов на стадии возбуждения уголовного дела порождает массу противоречивых мнений как среди ученых процессуалистов и криминалистов, так и среди практических работников. Во многих ведомственных подразделениях регулярно производятся выемки до возбуждения уголовного дела. Кроме того, такие уголовные дела ряд прокуратур пропускает с обвинительным заключением или обвинительным актом, а суды выносят обвинительные приговоры.Ряд авторов также полагают вполне легитимным производство выемки (обыска) до возбуждения уголовного дела. Так профессор А. Халиков указывает на то, что «так как в случае производства изъятия предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ, нет какого-либо указания на поисковый характер, то речь идет о правилах, аналогичных производству выемки, которые изложены в ст. 183 УПК РФ» [2].А. Каретников и С. Коретников утверждают, что благодаря изменениямч. 1 ст. 144 УПК РФ «обыск и выемка могут стать обыденными следственными действиями для стадии возбуждения уголовного дела» [3]. Кроме того, они считают, что указание законодателя «изымать, в порядке, установленном УПК РФ» «предполагает возможность производства выемки и обыска не только в тех местах, где не требуется судебное решение, но и в местах, где оно необходимо, либо без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательств» [3].О.Л. Васильев считает, что под процессуальное действие «изъятие предметов и документов» законодатель замаскировал такие следственные действия, как осмотр, освидетельствование, обыск, личный обыск и выемку [4], т.е. напрашивается вывод о возможности производства этих следственных действий до возбуждения уголовного дела.Из перечисленных следственных действий ч. 1 ст. 144 УПК РФ прямо указывает на возможность производства на стадии возбуждения уголовного дела лишь осмотра места происшествия, при составлении протокола которого должна быть отражена информация об изъятии предметов и документов. Поэтому, на наш взгляд, их изъятие при производстве иных следственных действий до возбуждения уголовного дела является незаконным. Такого же мнения придерживается Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая рекомендует подчиненным прокурорам при осуществлении прокурорского надзора за законностью рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении обращать особое внимание на недопустимость производства обысков и выемок до возбуждения уголовного дела.Мы согласны с А. А. Суминым в том, что «не может идти речь об отождествлении законодателем следственного действия «выемка» и непонятного «изъятия»» [5]. Н. В. Карагодин также считает, что закон не позволяет проводить на стадии возбуждения уголовного дела обыски и выемки [6].На данный момент законно изъять предметы и документы до возбуждения уголовного дела можно только путем производства осмотра места происшествия. Но нередко на доследственной проверке отсутствуют фактические основания проведения такого осмотра, однако несмотря на это следователям и дознавателям приходится его проводить в связи с необходимостью изъятия предметов и документов с целью установления оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим участились обращения граждан в суды в рамках ст. 125 УПК РФ с целью признать осмотры места происшествия незаконными. Вследствие подобных жалоб протокол осмотра места происшествия признается недопустимым доказательством, что порой исключает и дальнейшее производство.Представляет определенный интерес предложение некоторых авторов о внесении в закон истребования и предоставления предметов и документов как процессуальных действий. При этом предлагается регламентировать их производство с возможностью применения мер процессуального принуждения [7]. Однако, на наш взгляд, это предложенное процессуальное действие практически аналогично выемке. Так следует ли нагромождать стадию возбуждения уголовного дела еще одной процедурой. Считаем, что проще разрешить производство уже привычной выемки до возбуждения уголовного дела. Такая регламентация устранила бы проблему правоприменителя при необходимости изъятия предметов и документов на доследственной проверке.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ1. Часть 1 ст. 144 УПК РФ. URL:http://www. consultantra/popular/upkrf/11_26.html#p2415.2. Халиков А. Собирание доказательств в ходе проверки сообщения о преступлении // Законность. 2013. № 12.3. Каретников А., Коретников С. Следственные действия как способы проверки сообщения о преступлении // Законность. 2014. № 7.4. Васильев О. Л. Новый этап реформы досудебных стадий уголовного процесса. Критический анализ новелл 2013 г. // Закон. 2013. № 8.5. Сумин А. А. Некоторые проблемы применения статьи 144 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2013. № 4.6. Карагодин В. Н. Осмотр места происшествия, обыск или выемка? // Рос. юрид. журнал. 2013. № 5.

7. Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. С. 137-150.

Источник: https://pravo163.ru/nekotorye-processualnye-voprosy-izyatiya-predmetov-i-dokumentov-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Изъятие документов в организации: как и кем оно может проводиться

Изъятие в рамках доследственной проверки

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

  • изъятие документов налоговыми органами;

  • изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается.

Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст.

94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены.

При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие документов в ходе расследования по возбужденному уголовному делу

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:

  1. Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.

  2. Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).

  3. Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.

  4. Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.

  5. При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.

  6. Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.

Источник: https://www.advo24.ru/publication/izyatie-dokumentov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.