Допрос малолетней потерпевшей

Содержание

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

Допрос малолетней потерпевшей

Применение стандартных тактических приемов допроса к несовершеннолетним лицам не всегда является уместным и допустимым. Возрастная психология описывает специфические черты и характеристики для каждого этапа развития детей. К таким особенностям разных возрастных периодов детства и юношества, которые следователь должен обязательно учесть, можно отнести:

  • не развитое критическое мышление;
  • высокая лабильность психики;
  • склонность к фантазированию, додумыванию;
  • фрагментарность восприятия;
  • ярко выраженное эмоциональное восприятие происходящего;
  • страх осуждения или наказания от значимого взрослого, в целом от окружающих;
  • ограниченный объем знаний, словарного запаса;
  • склонность к самовнушению и высокая степень внушаемости со стороны взрослых;
  • желание продемонстрировать любой ценой свою «взрослость», самостоятельность и пр.

Замечание 1

В связи с указанными особенностями, в частности, высокой эмоциональностью восприятия, нельзя откладывать на время допрос несовершеннолетних, поскольку их гибкая, постоянно меняющаяся психика способствует быстрому замещению в памяти прошедших событий более свежими, яркими; с течением времени додумываются несуществующие детали и пр.

Подготовка к допросу несовершеннолетнего

К допросу несовершеннолетнего лица необходимо подготовиться: собрать сведения о его уровне развития, особенностях среды окружения, склонностях, интересах, характере отношений с человеком, относительно которого будет происходить допрос.

Очевидно, что тактика допроса несовершеннолетних дошкольного возраста и подход к опросу подростков должны быть принципиально разными, но и в том, и в другом случае первое, что должен постараться сделать следователь – это расположить к себе допрашиваемого, сделать беседу максимально комфортной с учетом эмоционального состояния ребенка, создать атмосферу дружелюбия и безопасности. Начать разговор возможно с отвлеченного обсуждения тем школы, семьи, круга общения: с кем ребенок дружит, какие книги любит читать, каков досуг семьи и пр. Помимо установления контакта, такое начало допроса поспособствует более полному пониманию психологического портрета допрашиваемого, его образа жизни, окружения и пр.

Согласно статье 280 Уголовного Процессуального Кодекса РФ допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в возрасте до 14 лет (в некоторых случаях и до 18 лет, по решению суда) должен происходить в присутствии педагога. Также присутствие педагога обязательно, если допрашиваемый несовершеннолетний имеет недостатки физического или психического характера. В допросе лиц, не достигших 14 лет, необходимо участие и их законных представителей.

Замечание 2

Эта же статья устанавливает следующее ограничение: лицам, не достигшим 16 лет, не разъясняют информацию об ответственности за дачу ложных показаний или отказ от показаний в целом; подписка с указанных несовершеннолетних не берется.

И, вновь опираясь на особенности возрастной психики, нужно отметить, что рассказ допрашиваемого, не достигшего совершеннолетия, может быть очень отрывочным. В данном случае следователь должен помочь ребенку восстановить хронологию и содержание событий, стараясь при этом не внушать ему самостоятельного видения ситуации.

Допрос малолетних (до 14 лет) рекомендуется проводить в привычных для них условиях – в дошкольных и школьных учреждениях, дома.

Замечание 3

Заслушивая ответы допрашиваемого несовершеннолетнего, необходимо оценивать характер речи, соответствие речевых оборотов и используемых слов возрасту и т.д.

Если описание событий в изложении ребенка звучит четким, структурированным, будто заученным, применяются фразы и термины, не соответствующие уровню развития ребенка, это с высокой долей вероятности может быть следствием внушения со стороны и подготовки ребенка к допросу заинтересованными взрослыми.

Опиши задание

Особенности допроса детей дошкольного возраста и младшего школьного возрастов (от 3 до 11 лет)

Представители указанной возрастной группы еще не способны излагать события в полноценной логической взаимосвязи, их воспоминания фрагментарны.

Дети данного возраста склонны к внушению при недоразвитии способностей к критическому мышлению, поэтому при их допросе необходимо формулировать очень простые и лаконичные вопросы, не содержащие наведения ребенка на то или иное видение.

Ребенок, желая угодить, может безоценочно согласиться с предположением следователя или подтверждать все сказанное значимым для него взрослым.

Как уже было отмечено, восприятие несовершеннолетних дошкольного возраста фрагментарно, и, чтобы заполнить «пробелы» и придать целостность картине воспоминания, дети часто додумывают, фантазируют. На их фантазии влияет все, что окружает: увиденное по телевизору, услышанное от взрослых или сверстников и т.д.

Иногда это очевидно невозможные образы и ситуации, но также часто бывает, что фантазия ребенка столь убедительна, что может повлечь за собой дополнительные проверочные или следственные действия. Следователю необходимо критично оценивать сказанное ребенком, сопоставляя с уже существующей информацией по делу.

С другой стороны, фрагментарность и эмоционально гиперболизированное восприятие деталей малолетними свидетелями иногда становятся источником ценной информации для расследования, например, подробности внешнего вида преступника (особые приметы) или автомобиля, не замеченные взрослыми свидетелями.

Замечание 4

Когда речь идет о допросе младших представителей данной группы (3-5 лет), педагог может предложить игровые методики (ролевые игры), в ходе которых возможно прояснить некоторые детали события.

Особенности допроса несовершеннолетних лиц подросткового возраста (от 11 до 18 лет)

В общем и целом подход к допросу подростков идентичен предыдущей группе: максимально комфортная, безопасная обстановка, простые четкие вопросы, избегание сложной юридической терминологии. Помимо этого тактика допроса несовершеннолетнего указанной возрастной группы должна строиться с учетом ее специфики.

Специфика подросткового периода определяется начавшейся психофизиологической перестройкой в организме: стремление к самостоятельности суждений, принимаемых решений, самостоятельное оценивание событий; упрямство, нежелание прислушиваться и подчиняться; подражание взрослым; повышенная ранимость; наигранная самоуверенность; нестабильность психических процессов и пр.

Следователю стоит придерживаться дружелюбного, уважительного, но при необходимости строгого тона беседы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/kriminalistika/nesovershennoletnie-svideteli-i-poterpevshie/

Допрос несовершеннолетнего: особенности, тактика, участие психолога и педагога

Допрос малолетней потерпевшей

› Блог адвоката

В осуществлении правосудия дознавателям порой не обойтись без допроса несовершеннолетних. Он не запрещен законодательством, но требует особого подхода и соблюдения формальностей, пренебрежение которыми может повлечь серьезные проблемы.

Допрос несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, обвиняемого или подозреваемого

Людей, не достигших официальной зрелости, разрешено вызывать на допрос только в случаях, если без их показаний в прямом смысле не обойтись и полученная информация от них поспособствует раскрытию дела. При этом дознавателям необходимо учитывать ряд особенностей, присущих этому типу допрашиваемых, которые могут проявляться в виде:

  • сильной эмоциональности, возбудимости, что порой усложняет объективную оценку их показаний;
  • особого волнения;
  • внушаемости (следователю приходится критически относиться к сказанному допрашиваемым, даже если он сам уверен, что говорит правду);
  • ограниченности знаний и жизненного опыта;
  • стремления «не уронить лицо» в коллективе, боязнь быть осужденным или осмеянным товарищами, учителями или родителями.

Так например, несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого УПК не позволяет даже вызвать на допрос обычным способом, применяемым ко взрослым. Повестку вручают законным опекунам (родителям) или представителям официального учреждения, где проживает ребенок или подросток (ст. 188 УПК).

Даже если подростка (в возрасте от 14 до 16 лет) уже задержали по подозрению в возможном участии в преступлении и он был помещен в Изолятор временного содержания или СИЗО, то повестка направляется обычно родителям (или опекунам) подростка, а начальник СИЗО получает требование доставить подозреваемого на допрос, хотя сам допрос может проходить и в СИЗО.

Во многих случаях не обойтись без квалифицированной педагогической или психологической помощи

Допрос в качестве потерпевшего

Закон не устанавливает четких границ по возрасту, начиная с которого юного потерпевшего можно допрашивать.

Проводящий дознание отталкивается от целесообразности допроса — так например, если преступление совершено в отношении четырех или трехлетнего малыша, то тут, прежде всего, следует учитывать, понимает ли ребенок происходящее и как он владеет речью. Если он едва научился говорить, ни о каком допросе не может быть и речи.

Другое дело, если ребенок уже осознает происходящее и может критически относиться к своим словам. Помимо ребенка (подростка) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог. Это необходимо в случаях, если:

  • вызванному на допрос еще нет шестнадцати;
  • шестнадцать лет уже исполнилось, но допрашиваемый имеет документальное подтверждение психического нездоровья или умственной отсталости.

Обычно для оценки адекватности допрашиваемого назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.

ВАЖНО, обратите внимание! Если идет речь о половой неприкосновенности детей, участие психолога или педагога необходимо в любом случае!

Допрос в качестве свидетеля

Допрос несовершеннолетних свидетелей проводится только в случаях, если они способны дать внятный ответ на вопросы и у следователя нет возможности получить полную информацию по принципиальным сторонам события от других свидетелей. В данном случае применяются нормы, изложенные в статье 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Присутствие педагога или психолога обязательно для подростка до 16 лет.

Обычно следователь понимает, что ребенок говорит правду, если рассказ его последователен, прост, если допрашиваемый не сбивается по ходу повествования.

Необходимо понимать, что ребенок может не всегда правильно понять заданный ему вопрос. Если вы родитель или опекун, следите за тем, чтобы следователь задавал понятные вопросы ребенку.

Дознаватель должен избегать сложных языковых конструкций, спецтерминов и сложноподчиненных предложений. Если речь идет о чем-то сложном, следите за тем, чтобы дознаватель разделил вопрос на несколько более простых.

Непосредственно сама техника допроса не отличается от допроса взрослых свидетелей. Об этом более подробно можно почитать здесь >>>.

Допрос в качестве подозреваемого или обвиняемого

Допрос подозреваемого или обвиняемого подростка может проводиться только с 14 летнего возраста, когда наступает уголовная ответственность, хотя прямо это и не обговорено в законодательстве. Такой допрос проводится в рамках статьи 425 УПК РФ.

Допрос в данном случае технически проводится по тем же принципам, что и допрос взрослых подозреваемых. Об этом можно почитать здесь>>> и здесь>>>.

Из особенностей:

  • допрос может продолжаться максимум два часа без перерыва и не более четырех часов в день;
  • обязательно участие защитника, который вправе ознакомиться с делом и вносить собственные ремарки касательно корректности составления протокола;
  • допрашиваемого вместе с законным представителем уведомляют о характере проводимой процедуры;
  • в обязательном порядке разъясняются права и обязанности присутствующих на допросе;
  • следователь отмечает, признает ли подозреваемый то, что ему вменяют;
  • как и в случае с допросом потерпевшего и свидетеля (см. выше) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог для обвиняемых (подозреваемых) до 16 лет. А если есть психическое расстройство, то эта норма применяется и после 16 лет.
  • ведется протокол допроса.

Почти те же права, что и у законного представителя, есть у педагога или психолога, присутствующего на допросе.

Педагог (психолог) вправе знакомиться с протоколом и задавать вопросы с разрешения следователя или вносить собственные замечания по ходу проводимой беседы.

Протокол ведется по установленному образцу и должен в точности отображать суть проводимой беседы. В этом плане «детский» протокол ничем не отличается от «взрослого». Более детально о протоколе допроса можно посмотреть здесь>>>.

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего

Если без допроса несовершеннолетних не обойтись, следователю приходится учитывать следующие особенности (ст. 191 УПК):

Опрашиваемых до 16 лет не предупреждают о возможных санкциях, если те откажутся давать показания или сообщат заведомо ложные сведения. Дознаватель просто уведомляет их о необходимости говорить правду (ст. 45, 46 УПК);

Даже если обстоятельства складываются таким образом, что привлечь к допросу несовершеннолетнего гражданина можно, дознавателю не следует забывать, что время у него ограничено.

Так например, если человеку уже исполнилось четырнадцать, его все равно можно допрашивать максимум два часа, а в общей сложности — четыре часа в день.

На допрос человека возрастом от 7 до 14 лет отводится максимум один час, а граждан, которым еще нет и семи — не более получаса и в общей сложности 60 минут в день.

Место проведения

Ведущий дознание сам определяет целесообразность места проведения планируемой беседы. Обычно для нее ребенка вызывают в кабинет следователя. Для этого допрашиваемого обязательно вызывают через официальных представителей или администрацию следственного изолятора, где он содержится. В повестке обязательно указывают, в качестве кого собираются допрашивать гражданина.

Продолжительность допроса

Ранее мы уже писали об этом. Тем не менее нужно уточнить несколько деталей, а именно:

  • Допрос несовершеннолетних подразумевает ограничения по времени, даже если следователь считает, что у него есть все основания расспрашивать вызванного дольше. Даже кажущаяся целесообразность и заинтересованность в быстром раскрытии дела не может быть извинительным обстоятельством для нарушения этих ограничений.
  • Если речь идет о совсем маленьком опрашиваемом, которому меньше семи лет, у следователя есть не более тридцати минут на проведение беседы. Если человеку еще нет четырнадцати, времени отводится вдвое больше, но не более двух часов суммарно за день, а если нет шестнадцати — на беседу есть соответственно два часа максимум для однократной беседы или четыре — суммарно.
  • Если проводящий дознание сомневается, что успеет в отведенный промежуток, лучше заранее пригласить квалифицированного детского психолога или педагога, чтобы задавать правильные вопросы и в необходимой, понятной для незрелого опрашиваемого форме. Причем большинство следователей вызывают их даже если опрашиваемому более шестнадцати лет.

Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.

Следователь может фиксировать проведение допроса на видео. Законный представитель или ребенок может отказаться от проведения видеозаписи допроса.

Кто вправе присутствовать

Еще раз обсудим тему участия на допросе родителей и педагогов. На допросе вправе присутствовать:

  • законные опекуны опрашиваемого — мать, отец, законные попечители, либо представители детского дома;
  • педагог или психолог.

Это все. Если есть необходимость в присутствии других лиц (дядя, бабушка и т.д.), следователь решает этот вопрос индивидуально и может отказать.

Также родителей могут и не вызывать, если :

  • проводящий дознание обоснованно подозревает, что они могут давить на ребенка и принуждать его к тому, чтобы он озвучил то, что выгодно им, а не правдиво отобразил события;
  • если речь идет об интимной неприкосновенности ребенка;
  • если у следователя есть основания подозревать родителя в жестокости или недопустимых действиях по отношению к сыну или дочери.

Однако всем участникам процедуры следует помнить, что прямого запрета на присутствие родителей на допросе нет даже в этих случаях.

ВАЖНО, обратите внимание! Присутствие психолога обязательно в случае, если ребенку не исполнилось 16 лет.

Родители или опекуны несовершеннолетнего могут участвовать в допросе только на основании постановления, которое выносится следователем или прокурором.

Это по сути является вашим пропуском на допрос.

Если вам немотивированно отказали участвовать в допросе вашего ребенка, то вам должны выдать письменный мотивированный отказ, который можно обжаловать в вышестоящих следственных органах.

Допрос несовершеннолетнего в суде по уголовному делу

Если несовершеннолетний вызван в суд, у судей есть максимум час, чтобы допросить ребенка — подобное действие вызывает большую психологическую и моральную тяжесть для несовершеннолетних.

Уголовно-процессуальное законодательство предписывает опираться в ходе судебного следствия на то, что уже было получено в ходе дознания, по возможности без повторного опроса детей.

Судье обязан проявлять деликатность и вести себя корректно, формулируя вопросы так, чтобы допрашиваемый вообще понимал, о чем с ним говорят и в качестве кого его рассматривают. При этом придется соблюдать следующие формальности:

  • обязательный вызов психолога для допроса человека до четырнадцати лет;
  • запрет допрашивать без законных представителей людей до четырнадцати;
  • если опрашивают свидетеля, которому уже исполнилось шестнадцать лет, ему разъясняют, что будет за отказ давать показания или за сообщения заведомо ложных сведений.
  • для того, чтобы не травмировать психику ребенка, допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого.

Иногда судья принимает решение о выводе обвиняемого из зала, чтобы допросить ребенка. Это оформляется соответствующим постановлением с указанием причины удаления. Обычно причиной служит тяжелое психологическое состояние ребенка. По возвращении его ознакомляют с протоколом и заслушанными показаниями.

Также обращаем ваше внимание на следующие моменты:

  • присутствие психолога на судебном заседании обязательно, если допрашиваемому меньше 14 лет или он страдает психологическим расстройством;
  • суд и прокурор вправе задавать вопросы, адаптированные к возрасту и состоянию ребенка;
  • подростку старше 16 лет объясняют его ответственность за отказ или дачу ложных показаний.

Допрос по гражданскому делу (особенности допроса

Никаких возрастных ограничений для допроса по гражданскому законодательству нет. Если речь идет о разводе, важно отталкиваться от законных интересов детей. Суд учитывает мнение ребенка, начиная с 10-ти летнего возраста (ст. 75 Семейного кодекса РФ) при решении вопроса, затрагивающего его интересы (проживание с одним из родителей, порядок общения и т.д.).

Решение о допросе ребенка принимаются исходя из целесообразности и других обстоятельств дела.

Права представителя несовершеннолетнего (опекуна)

Законный опекун вправе:

  • знать, на предмет чего опрашивают его подопечного и в качестве кого;
  • присутствовать на оглашении обвинения;
  • знакомиться с протоколом;
  • сопровождать подопечного на допросах;
  • письменно отмечать нарушения проводящего дознание;
  • требовать отвод дознавателя;
  • подавать жалобу на дознавателей.

Также опекуну вменяется в обязанность подтвердить, что допрашиваемый понимает важность процедуры, в качестве кого его привлекли и о чем будет беседа.

Права педагога и психолога

Психолог и педагог обязаны обеспечить сохранность законных интересов опрашиваемых, уберечь их от незаконного давления или причинения им психологической травмы.

Допрос несовершеннолетнего: особенности, тактика, участие психолога и педагога Ссылка на основную публикацию

Источник: https://fsin-pismo-gid.ru/blog-advokata/dopros-nesovershennoletnego-osobennosti-taktika-uchastie-psihologa-i-pedagoga

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего

Допрос малолетней потерпевшей

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего имеет свои особенности, которые связаны с наличием психических черт, характерных для детского, подросткового, юношеского периодов развития. Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого на допросе.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетних решаются прежде всего вопросы о порядке вызова, месте и продолжительности допроса, допустимости повторного допроса, составляется план допроса.

Очень важно обеспечить максимальное сокращение периода между получением вызова и началом допроса, с тем чтобы свести к минимуму возможность обсуждения предмета будущих показаний с родителями, сверстниками, заинтересованными лицами.

На основании ст. 191 УПК РФ присутствие педагога является обязательным при допросе потерпевшего в возрасте до 14 лет и по усмотрению следователя, если возраст потерпевшего от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

При привлечении педагога к участию в допросе желательно, чтобы это лицо не только имело педагогическое образование, но и работало бы педагогом (желательно с подростками того же возраста, что и допрашиваемый). Целесообразно вызвать для участия в допросе того педагога, которого потерпевший знает и которому доверяет.

Педагог и законный представитель вправе с разрешения следователя задавать несовершеннолетнему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться значительное время (ориентир — продолжительность школьного урока) без перерывов для отдыха.

В начале допроса необходимо разъяснить несовершеннолетнему в понятых выражениях права и обязанности допрашиваемого, обратить его внимание на моральный долг говорить правду.

В случаях если лицо не достигло 16 лет, оно не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).

Затем следует дать возможность несовершеннолетнему освоиться в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в то же время следователь продолжает изучать личность подростка, корректирует в случае необходимости предварительный план допроса.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, прерывать, «досказывать» за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания.

Если несовершеннолетний находится в состоянии чрезмерного возбуждения или подавленности (в связи с травмированием его психики, событием преступления), целесообразно ограничиться допросом лишь в том объеме, какой необходим для осуществления неотложных следственных действий, отложив детальный допрос на несколько часов или даже на 1—2 дня.

Поскольку свободный рассказ детей и подростков, как правило, менее полон, нежели взрослых, относительно большое место в допросе несовершеннолетних занимает вопросно-ответный этап.

Необходимо, в частности, задавать напоминающие вопросы, основанные на ассоциациях последовательности, сходства, контраста, отвечающие мышлению, объему знаний и кругу интересов допрашиваемого (например, связанных с началом или окончанием уроков, посещением кино, секции).

В свою очередь, контрольные вопросы об обстоятельствах, достоверно установленных, позволяют проверить, насколько допрашиваемый ориентируется во времени, последовательности событий, расстояниях.

С учетом того, что внимание несовершеннолетнего легко рассеивается, к составлению протокола допроса, как правило, следует приступать после окончания определенного его этапа, либо использовать для этого перерывы в допросе, либо, наконец, составлять протокол после окончания допроса. В ходе допроса целесообразно делать черновые заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого, числа, даты, имена, фамилии).

Применительно к допросу потерпевших надо оговорить некоторые существенные особенности допроса малолетних (закон не устанавливает минимального возраста лица, которое может быть допрошено). Как отмечалось, допрос проводится в наиболее привычной для ребенка обстановке — дома, в детском саду, школе и в присутствии родителей, если это полезно для успокоения и установления контакта с малолетним.

Специфику имеет и начальный этап: если при допросе учащихся он протекает в основном в форме беседы (с включением в случае необходимости элементов игры), то при допросе дошкольников он протекает в основном или исключительно в форме игры, в ходе которой вопросы ставятся «между прочим», в понятной для детей форме.

Иногда до допроса целесообразно посещать семью, детский сад, чтобы ребенок привык к следователю. Если же в прямой контакт с ребенком вступить все же не удается, то определяются формулировка и последовательность вопросов и они ставятся в присутствии следователя педагогом.

допроса малолетних учащихся фиксируют в проколе допроса потерпевшего, причем 12—13-летним подросткам протокол дается на подпись.

Протокол допроса детей более младшего возраста — в зависимости от степени их развития — либо дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса.

В протокол следователь включает подробное описание обстановки допроса (места, кто присутствовал, как был установлен контакт с ребенком, кто и какие вопросы ставил).

Источник: https://studref.com/527080/pravo/dopros_nesovershennoletnego_poterpevshego

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.