Дело об установлении административного надзора

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Дело об установлении административного надзора

Административные иски по указанной категории дел подаются:

– исправительным учреждением – в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;

– органом внутренних дел – в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Представим в виде таблицы предметы исков, которые подаются тем или иным административным истцом (см. табл. N 2).

Таблица N 2

Предмет искаАдминистративный истец
Органы внутренних дел Исправительное учреждение Поднадзорное лицо (или его представитель) Прокурор (при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд)
Об установлении административного надзора (с установлением определенных ограничений) + +
О продлении административного надзора +
О дополнении ранее установленных административных ограничений +
О досрочном прекращении административного надзора + + +
О частичной отмене административных ограничений + + +

Например, начальник исправительной колонии обратился в суд с требованием об установлении административного надзора, ссылаясь на то, что осужденный совершил преступление при особо опасном рецидиве.

Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку в материалах дела не содержится сведений о том, что осужденный в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

См.: Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24.03.2016 N 33-5690/2016.

Иск об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

В случае если в качестве ответчика выступает лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы, иск подается не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным указанного вида наказания.

Следует отметить, что ранее при регулировании рассматриваемой сферы гражданским процессуальным законодательством сроки не были регламентированы.

Несоблюдение сроков подачи исковых заявлений не является основанием для их возврата или отказа в принятии, рассмотрении, удовлетворении.

Однако указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законности и служат основанием для вынесения частного определения судьи.

В случае пропуска указанных сроков суду надлежит обеспечить рассмотрение дела до истечения срока отбывания осужденным наказания.

Иски о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора, но уже в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подаются в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.

В соответствии с ч. 6 ст. 270 КАС РФ при отказе суда в удовлетворении иска о досрочном прекращении административного надзора административное исковое заявление аналогичного содержания может быть подано через шесть месяцев со дня вынесения решения суда.

Помимо стандартной информации, которая должна содержаться в исковом заявлении, и приложений общего порядка, в зависимости от предмета иска в него необходимо включать определяющие исход дела сведения, а также прилагать предусмотренные в ст. 271 КАС РФ документы и материалы (см. табл. N 3).

Таблица N 3

Виды исков в зависимости от предмета
О продлении административного надзора О дополнении ранее установленных административных ограничений О досрочном прекращении административного надзора О частичной отмене административных ограничений Об установлении административного надзора
I. Дополнительные сведения
Основания подачи административного искового заявления
Сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении
Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения, характеризующие личность поднадзорного Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора (если истцом выступает орган внутренних дел)
Предлагаемые виды административных ограничений Предлагаемые к дополнению виды административных ограничений Предлагаемые к отмене виды административных ограничений Предлагаемые к установлению виды административных ограничений
Срок продления административного надзора Срок установления административного надзора
Сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела
II. Приложения
Копия приговора суда
Копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений (если истцом выступает орган внутренних дел)
Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного

Административное исковое заявление исправительного учреждения подписывается его начальником, а иск органа внутренних дел – его руководителем. Соответственно заявление поднадзорного лица – этим лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.

Следует отметить, что административные исковые заявления указанной категории принимаются к производству суда незамедлительно (за исключением случаев неподсудности). В рамках производства по делу суд истребует необходимые документы и материалы.

В случае если признана необходимость обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, суд возлагает на истца обязанность обеспечения участия в судебном заседании ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Стороны, а также прокурор извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Неявка надлежащим образом извещенных прокурора или представителя исправительного учреждения при рассмотрении дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда явка представителя исправительного учреждения будет признана судом обязательной.

Например, в апелляционном определении Томского областного суда от 26.02.2016 N 33а-1098/2016 отмечено следующее: “Дело рассмотрено в соответствии с частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие представителя ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Томской области”.

Также не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных прокурора, поднадзорного лица, представителя соответствующего исправительного учреждения, органа внутренних дел, за исключением случаев, когда явка перечисленных субъектов признана судом обязательной. При этом в случае неявки без уважительных причин представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел (явка которых признана обязательной) на последних может быть наложен судебный штраф.

Дела, связанные с административным надзором, рассматриваются в течение 10 дней со дня поступления иска в суд.

Дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).

В рамках разрешения дела суд не обременен указанными в иске сроками и мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению.

Помимо общих сведений, которые должны содержаться в решении, в его резолютивной части указываются:

1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора – срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;

2) по административному делу о дополнении административных ограничений – конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;

3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений – конкретные административные ограничения, отмененные судом.

По итогам рассмотрения дела суд принимает решение, предусматривающее потенциальную процедуру обжалования, форма и содержание которого подчинены общим требованиям, но с учетом специфики категории дела.

По делам об административном надзоре мотивированное решение изготавливается в день принятия решения, копии последнего вручаются участникам дела под расписку или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Приведем пример из судебной практики.

Начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденной К., освобождаемой из мест лишения свободы.

В обоснование заявления указано, что К. осуждена 5 мая 2011 г. Михайловским районным судом Приморского края к четырем годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Преступление совершено при особо опасном рецидиве, что является основанием для установления административного надзора за осужденной. За период отбывания наказания К. нарушений установленного порядка отбывания наказания не допустила. За период отбывания наказания К. характеризуется положительно.

Административный истец просил суд установить в отношении К.

административный надзор с применением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывании поднадзорного лица, в ночное время суток с 22:00 до 06:00; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в массовых мероприятиях.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16.07.2015 заявление ФКУ ИК-12 УФСИН России удовлетворено. В частности, в отношении К. установлен административный надзор на срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (восемь лет).

В апелляционном представлении прокурор Хабаровского района просил постановленное решение изменить в части установления срока административного надзора, указав в обоснование на то, что К. осуждена 5 мая 2011 г. за тяжкое преступление, что в соответствии с применением ст. 10, 86 УК РФ срок погашения судимости составляет шесть лет (на момент вынесения приговора).

Таким образом, судом ошибочно установлен срок административного надзора на восемь лет в отношении К.

Поскольку установление административного надзора является мерой предупреждения совершения преступлений и других правонарушений и оказывает индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов, судебная коллегия частично удовлетворила заявленные требования. Административный надзор установлен на срок погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

См.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.09.2015 N 33-6262/2015.

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке

Источник: https://studopedia.ru/20_103662_proizvodstvo-po-administrativnim-delam-ob-administrativnom-nadzore-za-litsami-osvobozhdennimi-iz-mest-lisheniya-svobodi.html

Административный надзор

Дело об установлении административного надзора

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,

   Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  

   Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.

   Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

   Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Отзыв о нашем уголовном адвокате

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/administrativnyj-nadzor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.